На сайте открытых НПА закончилось обсуждение Консультативного документа регуляторной политики к закону «О масс-медиа». Президент Международного фонда защиты свободы слова «Әділ сөз» Тамара Калеева в очередной раз высказала свои сомнения по поводу документа, выступая на публичных слушаниях 27 сентября. Она заявила, что положительных пунктов в Консультативном документе практически нет, передает sotreport.kz.
- Судя по тем деталям, которые вы предоставляете, это избирательные кусочки. Вы очень много пиарите то, что вы добавите срок исковой давности до одного года. Да, журналисты воспринимают это на ура. Но боюсь, что многие моменты, которые вы предполагаете, но не называете, не вызовут такого же отношения, - высказалась Тамара Калеева.
Читайте также: Новая попытка МИОР контролировать СМИ: каким получается закон «О масс-медиа»
По мнению президента «Әділ сөз» новый закон будет направлен не на защиту работы средств массовой информации и коммуникации, а в качестве рычага давления. И консультативный документ тому доказательство. Одно его название «О масс-медиа» вызывает массу вопрос и недовольства.
- Я так предполагаю, что вы решили журналистов и блогеров объединить в один закон. Блогеры вызывают сейчас большое опасение, совершенно необоснованное на мой взгляд. Давайте уже говорить честно. Слишком много недомолвок, слишком много лукавства, - укорила представителя министерства Тамара Калеева.
В свою очередь руководитель рабочей группы Жасулан Умиралиев заверил, что нынешнее название присвоили из благих намерений. Но раз возникло недовольство, то вопрос о наименовании закона пересмотрят еще раз.
- Если говорить о понятии масс-медиа, то идея была в том, чтобы обобщенно вобрать в себя все те правоотношения, всех субъектов, о которых идет речь. То есть СМИ, средства массовой коммуникации, радиовещание назвать одним словом - «масс-медиа». Но мы вернулись к обсуждению. До опубликования концепции, я думаю, мы примем решение, - ответил Умиралиев.
Кроме того, представитель МИОР сообщил, что кроме участников рабочей группы замечания по массовым коммуникациям внесло и Министерство национальной экономики. Там опасаются, что регулирование блогеров и площадок в соцсетях может негативно сказаться на предпринимателях. Поэтому до публикации концепции закона целесообразность включения средств массовых коммуникаций (а к ним как раз относятся блогеры) также будет рассмотрена.
Жасулан Умиралиев подчеркнул, что особенность консультативного документа в том, что блоки, которые отражены там при обсуждении, могут быть в дальнейшем исключены в концепции законопроекта. Но, в то же время, направления, которых не было в консультативном документе, включить уже нельзя.
- Я бы сказал, что большинство норм, процентов 90, было сформировано на основании предложений от отрасли. Поэтому даже те же пресс-карты, которые мы изначально предлагали, мы их предлагали с целью повышения статуса, определения каких-то профессиональных льгот, социальных льгот. Чтобы обезопасить, улучшить профессиональную деятельность журналистов, - подчеркнул руководитель рабочей группы.
В целом министерство считает, что нормы законопроекта очень положительные для СМИ. В новом законе предполагаются субсидии и нулевая ставка НДС для газет, повышение статуса журналиста, введение срока исковой давности и сокращение сроков рассмотрения журналистских запросов. Также Жасулан Умиралиев сообщил, что планируется увеличить тираж для газет, которые обязательны для регистрации.
- То есть в действующем законодательстве сейчас 100 тиражность идет, выше ста тиражности газета должна регистрироваться. Мы предлагаем в новом законе увеличить до 500. Это касается тех нишевых газет, допустим при воинской части, для какой-то организации. Если тиражность не превышает они могут не регистрироваться, - пояснил Умиралиев.
Как все это будет происходить на практике пока не известно. Для того, чтобы законопроект ушел в мажилис требуется придерживаться определенного регламента. Сейчас разработка проекта прошла лишь первый этап. В дальнейшем, на обсуждение МИОР предоставит концепцию закона, после чего будет представлен сам законопроект.
Мы в социальных сетях