freepik.com

Новый аким Косшы разыграл тендер на 53 млн тенге в последнюю неделю 2024 года и нарушил закон «О госзакупках», сообщает SotReport.kz со ссылкой на Orda.kz.

Суть дела

11 ноября 2024 года Азамат Капышев был назначен на должность акима города Косшы. 25 ноября 2024 на сессии областного маслихата чиновники просили депутатов выделить 53 млн тенге из бюджета для погашения задолженности акимата города Косшы перед подрядчиком. Народные избранники поддержали чиновников. Но власти Косшы вместо того, чтобы закрыть долги перед действующим подрядчиком, 20 декабря 2024 года провели госзакупку способом ценовых предложений и подписали контракт на 25,5 млн тенге с новым подрядчиком за работы длительностью в 10 дней.

Победителем конкурса «Работы по обслуживанию технических средств организации дорожного движения» стала ТОО «КӨКЖАЛ», которая предложила управлению транспорта скидку на свои услуги в 52% (с 53 млн тенге, заявленных в конкурсе до 25,5 млн). Но ведь очевидно, что выполнить работы и освоить 25,5 млн тенге за 10 дней невозможно. И как показала жизнь, – не освоили и не выполнили. А в мае заказчик подписал допсоглашение, и перераспределил не освоенную подрядчиком сумму на 2025 год.

Акимат Косшы

В этой связи у редакции sotreport.kz возник ряд вопросов к акиму Акмолинской области и акиму Косшы. Вот их не полный список:

  • Зачем проводить государственные закупки на сумму уже ранее выполненных работ другим поставщиком, если подрядчик ранее выполненных работ вероятнее всего взыщет сумму задолженности в судебном порядке? И таким образом получается бюджет города Косшы понесет двойные затраты?
  • Зачем проводится конкурс 20 декабря 2024 года, если освоение выделенной суммы необходимо произвести путем выполнения работ до 31 декабря 2024 года, в то время как выполнение работ предполагает периодичность более чем 10 дней?
  • Позволяет ли закон чиновникам безнаказанно вводить в заблуждение депутатов маслихата? Можно ли просить выделить бюджетные деньги на одни нужды, а потратить их на другие, без согласования с народными избранниками? Не считаете ли вы это проявлением неуважения исполнительной власти к законодательной?
  • Как часто руководители акиматов в вашем регионе тратят бюджетные деньги не на те нужды, которые заявлялись на сессии маслихата?

Письменный ответ акимата на эти вопросы смело можно назвать банальной отпиской – все законно, задолженностей нет. Но после того, как журналисты посетили сессию маслихата, заместитель акима города Косшы Нурлан Садыров решил прояснить позицию города. Но пояснения чиновника вызвали еще больше вопросов. Вот пример.

- А если деньги запрашивались на погашение задолженности, а потом использовались на заключение нового конкурса, это разве не считается нецелевым и неэффективным?

— Почему вы считаете, что у нас задолженность, она не подтверждена, - ответил Нурлан Садыров. Вот только судебные разбирательства по этому поводу все ещё идут, а у прошлого подрядчика имеется письмо от акима с подтверждением наличия задолженности.

- Но вы же как-то запрашивали эти 53 миллиона?

- Мы просто бюджетную заявку направили, но мы ее направили в сентябре. Мы же не виноваты, что деньги дали в декабре. Мы рассчитывали, что в сентябре нам дадут деньги, и мы будем до декабря обслуживать эту дорогу. Но, к сожалению, деньги дали только в декабре по остаточному. Здесь, получается, мы вынуждены были, мы же не можем от них отказаться. Они пришли, соответственно, если противоречить законодательству заключению дополнительного соглашения, мы обязаны были провести закупки.

Что не так с госзакупкой

П.22 ст.43 закона РК «О госзакупках» гласит, что минимальный срок выполнения работ по договору о государственных закупках не должен быть менее срока, затрачиваемого на выполнение работы, но не менее 15 календарных дней. Акимат нарушил эту норму закона и определил срок окончания приема заявок до 20 декабря 2024 года, со сроком выполнения работ до 31 декабря 2024 года. То есть меньше 15 календарных дней.

Кроме того, согласно технической спецификации, работы должны быть выполнены ежемесячно, ежеквартально, раз в полгода на протяжении 2024 года, что является неисполнимым в конце года.

А еще примечательно, что управление транспорта Косши в начале 2024 года уже провело аналогичные госзакупки путем открытого конкурса со сроком выполнения до 31 декабря 2024 года. Был определен победитель, договор с ним подписан, работы выполнены и приняты заказчиком, но не оплачены. Акимат настаивает, что никому и ничего не должен.

Комментарий области

В областном маслихате подтвердили, - «в ноябре 2024 года бюджетная комиссия рассмотрела бюджетную заявку на «установку, монтаж, ремонт и эксплуатацию технических средств регулирования дорожным движением (светофоры), дорожных знаков в городе Косшы»». И 53 млн тенге было выделено именно на эти цели. И добавили, что «местные исполнительные органы должны использовать целевые трансферты исключительно по назначению».

Но судя по комментарию замакима Садырова, новый подрядчик не занимается обслуживанием светофорных объектов или какой-то сложной работой.

- Там в основном работы по дорожным разметкам и по знакам. Там по светофорам работы не будет, просто обслуживают. Поэтому это не сложная работа, мы его провели ценовками. Если будет в дальнейшем установка светофоров, допустим, новых или пешеходных, умных каких-то этих переходов, да, ну, светофоров пешеходных, тогда мы это обязательно будем конкурсом объявлять, - рассказал чиновник журналистам.

Получается, что акимат тратит 53 млн бюджетных денег на разметку и знаки? Не дороговато? А что на счет целевого использования?

К слову, Садыров признался, что на данный момент город испытывает трудности с обслуживанием светофорных объектов без помощи прошлого подрядчика.

- У нас сейчас проблемы начались по светофорам из-за того, что там именно авторская (казахстанская – от авт.) программа стоит. Немного сложности она принесла. Ранее, когда другой подрядчик обслуживал, они сами приезжали, проводили наладку и регулировку, - сообщил чиновник.

Нурлан Садыров также рассказал, что сейчас городские власти работают над тем, чтобы снести казахстанскую разработку со своих светофоров, не интегрировать систему управления потоками транспорта со столицей, и поставить какую-то общеустановленную программу. Вот только назвать этот «общеустановленный продукт» и его собственника он не смог. Но спустя несколько дней выяснилось, -  акимат хочет поменять казахстанское ПО на российскую программу «Мегаполис». И именно ее он назвал общедоступной.  

Читайте также: Госзакупки: Власти Караганды отказались от казахстанского программного продукта в пользу российского

Хронология

5 декабря 2024 года, Управление транспорта Косшы подписывает дополнительное соглашение к действующему в течение 2024 года договору о государственных закупках с ТОО «СМЭУ Астана» об увеличении суммы договора о государственных закупках на 53 млн тенге, «в связи с увеличением потребности в работах на основании п.п.3 п. 2 статьи 45 Закона РК «О государственных закупках».  Документ прошел камеральную проверку, но по причине того, что заявка на регистрацию дополнительного соглашения Заказчиком - Управлением транспорта Косшы, не была отправлена в органы Казначейства, 16 декабря 2024 года, т.е. по истечении 10 календарных дней после подписания дополнительного соглашения, Казначейством было отказано в регистрации по причине – срок действия документа истек. Согласно Правил исполнения бюджета и его кассового обслуживания срок действия документа с портала составляет 10 календарных дней.

Заказчик 23.12.2024 года удалил на веб-портале государственных закупок дополнительное соглашение № 3 от 05.12.2024 г.

Примечательно, что параллельно (11 декабря 2024 года) с процессом регистрации допсоглашения акимат уже размещает на портале объявление «о проведении способом запроса ценовых предложений госзакупок «Работы по обслуживанию технических средств организации дорожного движения» со сроком выполнения работ до 31 декабря 2024 года на сумму, которая как раз и составляет общую сумму, незарегистрированного дополнительного соглашения. Совпадение?

Новый аким – новые правила

На протяжении последних трех лет госзакупки работ по ремонту и техническому обслуживанию средств регулирования дорожным движением в Косшы осуществлялись путем электронного конкурса. Это позволяло организатору предъявлять потенциальным поставщикам более высокие квалификационные требования к его материальным и трудовым ресурсам.

Тогда как, при проведении государственных закупок способом запроса ценовых предложений квалификационные требования не имеют значение: чем ниже цена, тем лучше. Что и произошло в конце 2024 года, после назначения нового главы города и со скидкой в 52 %.

История

Предыдущий аким города Косшы Гайдар Кайсенов подписал меморандум о взаимодействии со столичным Управлением транспорта, благодаря которому все светофорные объекты города на безвозмездной основе были подключены к столичной АСУДД, что позволило вести мониторинг за состоянием светофорных объектов на рабочем месте (в здании Акимата города Косшы), осуществлять управление объектами и организацию «зелёной волны», обслуживать светофоры в круглосуточном режиме, и рассказать (читай похвастаться) про это президенту Токаеву в августе 2024.

Но, новый аким города Косшы Азамат Капышев решил отказаться от интеграции светофорных объектов города Косшы с системой АСУДД столицы и отключил светофоры от казахстанского программного обеспечения. Так что с 2025 года светофоры в городе-спутнике столицы работают в автономном режиме.