
Незнание закона может стать причиной освобождения от ответственности, если речь идет об ответственности акимата. Юристы города Косшы пропустили сроки обжалования нотариальной надписи почти на 1,5 месяца, потому что не смогли правильно подать документы. Но несмотря на это, на седьмой раз обращения в суд, судья все же принял их возражения, сообщает sotreport.kz со ссылкой на Orda.kz.
В чем дело
Акимат города Косшы задолжал подрядчику 79 млн за работы, выполненные в 2024 году. Чиновники отказались платить по счетам несмотря на наличие подписанных актов выполненных работ и письма от руководителя управления транспорта города с признанием задолженности. Кроме того, в акимате планировали подписать допсоглашение с подрядчиком для погашения долга. Но после смены акима города, от этой идеи отказались в пользу другой компании.
Читайте также: Новый аким Косшы отказался от эффективной системы управления безопасности на дорогах
Казахстанские разработчики пытались решить вопрос с задолженностью в порядке досудебного урегулирования. Обратились к нотариусу, предоставили документы, подтверждающие задолженность, после чего нотариусом была учинена нотариальная надпись. 25 декабря 2024 года она была направлена должнику - ГУ «Отдел пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Косшы» через портал электронного правительства и на электронную почту. А 26 декабря документ был отправлен чиновникам курьером экспресс почты.
По закону, должник в течение 10 рабочих дней должен был направить нотариусу свои возражения, но не сделал этого. А потому, документ вступил в законную силу и его счета арестовали. Как только это произошло (в феврале 2025 года) чиновники попытались обжаловать действия нотариуса, но сроки были пропущены.
- Согласно части 2 ст. 92-8 закона РК «О нотариате», в случае, если постановлением нотариуса совершенная исполнительная надпись не отменена, ее оспаривание осуществляется в судебном порядке. Но и здесь существуют сроки, которые были пропущены. Согласно частям 1, 4 статьи 364 ГПК РК жалобы на исполнительную надпись или отказ в ее совершении подаются в суд по месту нахождения нотариуса в десятидневный срок, исчисляемый со дня, когда заявителю стало известно о совершении исполнительной надписи или об отказе в ее совершении, - объяснил юрист.
Кому закон не писан?
Примечательно, но в своем иске о восстановлении пропущенного срока должник сослался на незнание закона, как на уважительную причину. Так, например, должник в своем заявлении написал, что вовремя не обратился в суд потому что:
- 18.02.2025 года ими подано исковое заявление об отмене исполнительной надписи в СМАС Акмолинской области, но оставлено без рассмотрения, так как заявителем нарушены правила подсудности и им было рекомендовано обратиться в суд города Косшы;
- 19.02.2025 года ими подано исковое заявление в суд города Косшы, но оставлено судом без рассмотрения, причина - не указан адрес ответчика в иске;
- 26.02.2025 года подано исковое заявление в суд города Косшы, заявление оставлено без рассмотрения, так как ЭЦП невалидна;
- 28.02.2025 года подано исковое заявление в суд города Косшы, заявление оставлено без рассмотрения и судом Заявителю дано разъяснение о необходимости обращения с иском к подрядчику с требованием о признании исполнительной надписи неподлежащей исполнению в соответствии с п. 4 нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан №6 от 26 мая 2022 года.
- 04.03.2025 года подано исковое заявление об отмене исполнительной надписи в СМЭС города Астаны, но оставлено без рассмотрения;
- 13.03.2025 года подано исковое заявление об отмене исполнительной надписи в СМЭС Акмолинской области, но оставлено без рассмотрения, так как заявитель не подтвердил полномочия подписанта.
То есть, расписались в своей некомпетентности. Как правило незнание закона не освобождает от ответственности, но видимо, это правило не распространяется на акиматы. Так что на седьмой раз, суд города Косшы принял иск к рассмотрению.
В суде
К слову, суд нашел для управления транспорта Косшы другое объяснение для восстановления срока обжалования. Он заявил, что местный исполнительный орган пропустил срок из-за того, что «бывший руководитель управления транспорта умышлено сокрыл факт вынесения исполнительной надписи и не принял мер по ее отмене, способствуя пропуску срока». При этом, бывший руководитель не был приглашен в суд для пояснения ситуации, а в отношении него не проводилось никаких следственных мероприятий для подтверждения каких-либо умышленных сокрытий. Кроме того, суд сделал этот вывод самостоятельно, ведь ни в судебных документах, ни в ходатайствах, ни в ходе судебного заседания ни одна из сторон ничего подобного не заявляла.
В итоге, после нескольких судебных заседаний, суд отменил исполнительную надпись, игнорируя доводы второй стороны и счета управления транспорта Косшы разблокировали. Но обманутый подрядчик с таким решением не согласился и обратился в апелляционную инстанцию.
Суть проблемы
Прошлый подрядчик города Косшы – компания-разработчик отечественного программного обеспечения по управлению дорожным движением. Акимат, по сути, отказался от казахстанской разработки. А вместо нее, пытается внедрить российскую систему «Мегаполис». Причем свое решение в местном исполнительном органе объясняют нежеланием быть зависимыми от казахстанского ПО, называя российский софт «общедоступным».
Вот только по данным Национального центра аккредитации, АСУДД «Мегаполис», не сертифицированный продукт в Казахстане, то есть сведений о его качестве, надежности и соответствия стандартам нет.

Кроме того, у российского софта в Казахстане есть собственник – ТОО City Traffic. Эта компания, как они заявляют сами, «обладает исключительным правом на использование и техническое обслуживание системы «Мегаполис»». Но подрядчик акимата совсем другая компания (ТОО «КӨКЖАЛ»). Так можно ли назвать российский продукт общедоступным при таких обстоятельствах?

Читайте также: Госзакупки: Власти Караганды отказались от казахстанского программного продукта в пользу российского
- Мы вынуждены были систему поменять (казахстанскую – от авт.), потому что она была авторской, и мы стали зависимы от разработчиков. Они могли регулировать движение, несмотря на то, что уже не являются подрядчиками. Так что программу поменяли, чтобы она была общей, - сообщил в своем интервью журналистам замакима Косшы Нурлан Садыров.
Ранее, благодаря подписанному меморандуму между управлениями транспорта Астаны и Косшы, агломерация была безвозмездно подключена к столичной системе управления дорогами. Система помогала городу управлять дорогами и пассажиропотоками в режиме реального времени, организовывать зеленую волну и так далее. Пульт управления системой находился в здании акимата Косшы и управлять им имел право и возможность только заказчик. Прошлый подрядчик мог лишь мониторить статус объектов, чтобы оперативно реагировать на неисправности на объектах.
На строительство современной транспортной системы Косшы ушло два года. В нее было вложено большое количество бюджетных средств, но с приходом нового акима ее вдруг решили заменить. Это разве эффективное использование бюджетных средств в кризисное время?
Конкурентная среда?
Еще одна причина для смены ПО, по словам заместителя акима, - отсутствие компетенций у нового подрядчика. Дело в том, что акимат отдал победу в конкурсе на «установку, монтаж, ремонт и эксплуатацию светофоров и дорожных знаков» компании, которая сделала скидку в 52% (сумма контракта в итоге составила 25,5 млн тенге).
После победы выяснилось, что компания не соответствует требованиям конкурса и не может обслуживать оборудование города. И видимо поэтому дорогостоящее оборудование стали менять. При том, что все оно до сих пор находится на гарантии.
- У нас сейчас проблемы начались по светофорам из-за того, что там авторская программа стоит. Немного сложности она принесла. Ранее, когда разработчик сам обслуживал, они приезжали, проводили наладку и регулировку. Но это же государственные закупки, здесь же нет возможности работать с одним подрядчиком каждый год. Это конкурентная среда, - сказал чиновник.
И это, возможно, могло бы стать объяснением, если бы не одно и очень важное «НО». В техническом задании для подрядчика было написано, - компания должна уметь работать с контролерами SCAE (теми, что интегрированы с казахстанским продуктом). И если они не имеют такой квалификации, то почему акимат стал работать с ними? И почему не принял мер, в связи с допущенными нарушениями исполнения конкурсной документации? Почему не заставил взять на субподряд тех, кто работать с таким оборудованием может?
Примечательно, что теперь в акимате говорят, что конкурс и не предусматривал обслуживание светофоров.
- Мы провели конкурс ценовым предложением, так как, во-первых, это сроки, и во-вторых, там в основном работы по дорожным разметкам и по знакам. Там по светофорам работы не будет, просто обслуживают, - прокомментировал замакима, хотя документы говорят об обратном.

Новый подход
В акимате видимо провели работу над ошибками, и объявляя новый тендер на обслуживание светофоров прописали новые требования – подрядчик должен обладать навыками по работе с ПО «Мегаполис». При этом, в техзадании они прописывают, что на российском софте работает только часть светофоров, но про казахстанское ПО в документе нет ни слова. И это не спроста.
Еще до объявления тендера акимат и подрядчик сняли со светофоров Косшы оборудование казахстанских разработчиков и поменяли его на то, что может работать с российской программой. При этом, государственных закупок на модернизацию или замену оборудования в Косшы не проводили. То есть никаких законных оснований для смены оборудования не было. И денег на это не выделяли.
При этом, непонятно, зачем акимат объявляет новый конкурс, если аналогичный он уже проводил способом ценовых предложений в конце 2024 года, и срок окончания его установлен концом 2025 года.
Второй удивительный конкурс – на установку светофорных объектов. В нем акимат прописывает критерий подрядчикам – умение работать с российским ПО и подключение новых светофоров к «действующей системе в городе АСУДД «Мегаполис». Но, как и когда она стала действующей? Официально город эту систему даже не приобретал. Так на каком основании такие требования к подрядчикам?
Возникает вопрос, зачем на самом деле акимат Косшы заменил бесплатное и казахстанское ПО на юридически не купленное городом российское и кто в итоге получит выгоду?.
Странно получается, новый подрядчик, видимо по согласованию с акиматом, демонтировал оборудование, за которое еще даже не заплатили. И куда-то его дел? Почему его не вернули собственнику? А не воровство ли это?
Мы в социальных сетях