Sotreport.kz/Иллюстративное фото

Власти Караганды отказались от казахстанского софта по управлению дорожным движением в пользу российского аналога «Мегаполис». Объяснить причину такого выбора в акимате не смогли (мы отправляли им официальный запрос). Сравнительный анализ, исследование эффективности и ожидаемого результата от внедрения ПО в городскую дорожную сеть, они не проводили. При этом, отечественное ПО (АСУДД – автоматизированная система управления дорожным движением) успешно внедрено и работает в Шымкенте и Астане, сообщает SotReport.kz.

Суть проблемы

С 2003 по 2023 годы все карагандинские светофоры (140) были под управлением системы ООО «Комсигнал» (российское ПО). Это позволяло полиции централизовано, эффективно и скоординировано управлять транспортными потоками на всех перекрестках города, создавая зеленые волны. Но периферийное оборудование системы (контролеры) со временем устарело, не отвечало техническим требованиям современности и нуждалось в замене.

Вариантов решения проблемы у карагандинских властей было несколько:

- просто заменить контролеры на аналогичные, но более современные и работать как раньше;

- довесить на светофоры датчики, заменить устаревшие контролеры на микропроцессорные, подключить их к казахстанскому программному продукту (АСУДД) и начать путь в сторону развития интеллекта транспортной системы, без замены периферийного оборудования, интегрировав часть старых контролеров в новую систему;

- обратиться за ПО в соседние страны, снести всю старую систему и создавать новую, практически с нуля.

Власти Караганды выбрали третий вариант. Но почему – осталось загадкой. Ответа на наши вопросы:

  • Почему власти города Караганда решили перейти на ПО от компании «Элсистар»? Чем эта программа лучше той, что раньше работала в городе?
  • По какому принципу был выбран продукт управления дорожным движением «Мегаполис» от «Элcистар»?
  • Перечислите в каких городах Казахстана он уже внедрен и на протяжении какого периода действует?

Можно сказать, не последовало.

Так, заместитель акима города Камзин, сообщил редакции, что местный исполнительный орган не выбирает производителя ПО, а лишь выставляет технические требования поставщику. ТОО «СпецТрейдТМ» выиграл тендер, и сам установил в городе «Мегаполис». Где еще работает это ПО и насколько эффективно в местном исполнительном органе не знают.

При этом, в техзаданиях к конкурсам управление ЖКХ Караганды, как минимум последние два года, четко прописывает, что сотрудники подрядчика должны уметь работать именно с российским ПО «Мегаполис».

Про деньги

К слову, установка АСУДД обошлась бы бюджету Караганды значительно дешевле. Ведь их предложение состояло в том, чтобы строить интеллектуальную дорожную систему с сохранением части контролеров (2016-2023 годов установки). Компания, работающая с ПО «Мегаполис», как утверждают специалисты, интегрировать одно в другое не сможет и будет вынуждена менять систему полностью.

В 2024 году ТОО «СпецТрейдТМ» начало работу и получило от города 454,9 млн тенге. Причем 203 млн тенге из них сразу. С высоких трибун гражданам обещали запустить интеллектуальную систему уже в марте 2025. Но, как сообщил аким города Мейрам Кожухов в конце января 2025 года Караганде было поставлено не все оборудование, а настройка новой системы не завершена до сих пор.

Дистрибьютер «Мегаполис»

У ПО «Мегаполис» в Казахстане есть официальный дилер. Сначала им была компания ТОО «СпецТрейдТМ» (учредители: Берик и Еркен Жолдасбековы). Но потом руководство фирмы каким-то образом передало свои дилерские права другой компании – ТОО City traffic. Судя по данным из открытых источников, эта компания занимается строительством инженерных сетей, разрабатывает какие-то схемы и не имеет «живых» проектов. То есть у нее нет ни одной фактической реализации по профилю «обеспечение безопасности дорожного движения».  Возникает вопрос, насколько правомерным является такая передача прав без участия разработчика и правообладателя ПО? Как они вообще могли получить эти права не от производителя системы «Мегаполис»?

Примечательно, что директор City traffic Жолдабеков А.Ж. совмещает должности директора и инженера в своей фирме, и инженера в ТОО «СпецСтройСервис». По крайней мере, последние, подавая документы для участия в тендерах, указывают его в своей документации в графе «трудовые ресурсы».

Очевидно, что руководство Караганды, настроено работать именно с этим программным обеспечением и в конкурсной документации 2024 года прописывал что «поставщик должен пройти обучение у производителя оборудования ТОО «Элсистар» и уметь на нем работать». В тендере, как это не удивительно, принял участие и выиграл бывший дистрибьютер ПО «Мегаполис» ТОО «СпецТрейдТМ». Но не все участники конкурса с этой победой согласились. Начались суды. И вот здесь произошло интересное.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Дорожная инфраструктура как средство обогащения. История одной компании

В суде

Во время судебных заседаний акиму Караганды пришло письмо от ТОО City traffic. В нем компания называет себя единственным правообладателем системы «Мегаполис» и утверждает, что все компании, желающие работать с ПО «Мегаполис» должны проходить обучение и закупать оборудование у них. При этом, в самих госзакупках о которых шла речь в суде, компания City traffic вообще не участвовала.

И тут возникает ряд вопрос с акимату. Например, если у ПО есть единственный правообладатель на территории Казахстана, зачем вообще проводить конкурс? Не является ли это нарушением Антимонопольного законодательства? И еще, как может быть City traffic единственным правообладателем прав на ПО, если компания не реализовала ни один проект по управлению дорожным движением ни в одном регионе Казахстана?

А если единственный правообладатель City traffic, а не компания победитель тендера, не значит ли это, что завтра, этот правообладатель сможет нажать кнопку и отключить всю систему? А как же информационная безопасность? А что, Генподрядчик (ТОО «СпецТрейдТМ») по завершении работы не передает право пользования вместе с серверной частью карагандинским властям? А если передает, то на каком основании, ведь единственным правообладателем является другая компания?

Последствия судебных разбирательств

Удивительно, но после нескольких судебных заседаний акимат внес уточнения в техспецификацию по тендеру «установка и текущий ремонт светофорных объектов», добавив туда новые требования, выполнить которые, по крайней мере в этом году, сможет только ТОО «СпецТрейдТМ».

фото: из техспецификации по конкурсу «установка и обслуживание светофорных объектов»

Чтобы не оставлять светофоры без обслуживания на время судебных разбирательств акимат города мог заключить дополнительное соглашение на два месяца с предыдущим победителем. Но делать этого не стал. Вместо этого, он завуалировал «обслуживание светофорных объектов» под наименованием «услуги сотовой связи». И подписал договор с ТОО «СпецТрейдТМ». Стоит отметить, провайдерские услуги - лицензируемый вид деятельности, и у ТОО «СпецТрейдТМ» такой лицензии нет. А потому, заключение такого договора со стороны управления ЖКХ Караганды можно назвать нарушением законодательства.

Кроме того, акимат объявил еще один конкурс (14425116-1). В нем, помимо прочего, идет речь о ремонте светофоров, введенных в эксплуатацию в октябре 2023 года на улицах Карла Марса и Магнитогорская. Согласно договору подряда, эти объекты имеют пятилетний гарантийный срок, который очевидно не прошел. И если они нуждаются в ремонте, почему бы не обратиться к подрядчику (ТОО «СпецТрейдТМ)? Зачем государству платить второй раз?

Закон «О Госзакупках»

Летом 2024 года на открытиивторой сессии Парламента VIII созыва Касым-Жомарт Токаев говорил о необходимости наращивания доли казахстанского содержания в госзакупках и поддержке отечественного предпринимательства.

- Важно также наращивать объем отечественных товаров в регулируемых закупках и полноценно запустить систему офтейка. Долю офтейк-контрактов с отечественными производителями нужно довести минимум до 10%. Это 2 триллиона тенге ежегодно. (…) Доля казахстанского содержания в регулируемых закупках в течение трех лет должна превысить как минимум 60% (…).

Государство обязано защищать отечественных производителей. Это не сигнал для закрытия нашей экономики от внешнего мира: она должна оставаться открытой, но с учетом интересов национального бизнеса, - говорил в своем послании президент Токаев.

Но в Караганде выбрали российского производителя программного обеспечения, вместо казахстанского. Получается, что приоритет для отечественных компаний вроде бы есть, но не всегда.

Учитывая, что у ПО «Мегаполис» на территории Казахстана есть единственный правообладатель City traffic, то акимат Караганды, согласно ст.16 закона «О Госзакупках» должен был заключить договор с ним, способом из одного источника. Но тогда, заказчику пришлось бы получить заключение в Антимонопольном Комитете о том, что у других субъектов предпринимательства такой товар отсутствует. Но сделать этого они бы не смогли, ведь казахстанский аналог существует. И потому закупать российское ПО карагандинским властям никто бы не разрешил. Но это если по закону.