Некоторые автомобильные дороги в городах не обслуживаются коммунальными службами, потому как не находятся на балансе местных властей. Такие дороги не ремонтируют, а зимой их не чистят. Административная полиция, призванная докладывать в акимат о состоянии дорог, на такие участки не составляет протоколы и не пишет служебные записки. Как отметил майор полиции, госавтоинспектор государственной дорожно-транспортной инспекции отдела административной полиции (ГДТИ ОАП) города Темиртау Евгений Ковальский, «в этом нет смысла, ведь они бесхозные».
Одна из таких улиц, в декабре 2020 года, стала местом дорожно-транспортного происшествия, со смертельным исходом для двоих людей. И пока суд устанавливает, кто из водителей нарушил правила дорожного движения, выяснилось – как минимум три года этой дорогой никто не занимался. Но как отметил Ковальский, ДТП со смертельным исходом на этой улице до декабря 2020 года не было.
Напомним, Даниила Боровикова (водитель Ford F-150) обвиняют в нарушении правил дорожного движения, повлекшее, по неосторожности, гибель двух и более лиц. Лобовое столкновение автомобилей Ford F-150 и Kia Rio произошло 11 декабря 2020 года на окраине города Темиртау.
Местные жители не раз делали замечание коммунальным службам о том, что на крутом повороте в месте аварии растут деревья и кустарники, которые закрывают обзор водителям, однако знак «опасный поворот» и ограничение по скорости движения (40 км/ч) здесь появились только после трагедии. В аварии погибли 66-летний водитель автомобиля Kia Rio и его шестилетняя внучка. Трое пассажиров Kia Rio и водитель Ford получили травмы.
Правила обслуживания дорог
По закону, полицейские должны регулярно проводить комплексную проверку дорог, и в случае обнаружения дефектов (ямы, разметка, знаки) сообщать об этом вышестоящему руководству. Но, как выяснилось, конкретно эта дорога (в направлении с/о «Энергетик) под эту проверку в 2020-м году не попала.
- Полномочия по обеспечению безопасности были сняты с отдела административной полиции (повседневная проверка). Ежедневную проверку дорог проводит дорожная полиция. Есть наряд, который закреплен на маршрут патрулирования. Они должны, каждый свой участок, в случае выявления дефектов, передавать по рации «102» все данные о недостатках содержания данной дороги. Каждый наряд, - рассказал Ковальский
- А почему дорога не попала под комплексное исследование? – уточнила у него прокурор Галина Кердекаева
- Точную дату не помню, но эту дорогу взяли на баланс города только после проведения тендера. В середине ноября 2020 года, может в десятых числах, точно не помню. Даже если бы мы ее обследовали, она как бы бесхозная получается. Даже если бы мы предписание какое-то сделали, оно не было бы исполнено, потому как дорога не была на балансе города, - ответил полицейский.
Для справки: проверку автомобильных дорог и подрядчиков, отвечающих за уборку этих дорог, регламентирует Приказ министра внутренних дел РК №757. В нем сказано, что полицейские должны проверить наличие спецтехники у всех организаций, кто занимается содержанием дорог с 15 сентября по 15 ноября (в преддверии снегоуборочной компании), и с 1 апреля по 20 июня (осмотр состояния дорог, знаков). Проверку проводит административная полиция совместно с отделом ЖКХ.
В ноябре 2020 года, в тендере по уборке дороги из Темиртау в сторону с/о «Энергетик» участвует и побеждает компания «Трансстрой», ранее в тендерах не участвующая. Но, как сообщил Ковальский, город берет на баланс улицу, а компания становится ответственной за нее, только 12 ноября, когда сроки проверки административной полиции заканчиваются. Так что узнать о том, обладала ли компания достаточным количеством спецтехники он не смог.
- Компания «Трансстрой» вышла на тендер 12 ноября 2020 года. В это время гражданка Нелюбина исполняла обязанности директора, я позвонил ей по сотовому телефону и сказал, что нам необходимо проверить наличие техники и базы, наличие противогололедных материалов согласно инструкции. На что она ответила, что нужно согласовать с вышестоящим руководством и всячески уклонялась показывать нам технику. После 15 ноября сроки у нас вышли, в связи с чем мы так и не проверили, была у них техника или нет, - рассказал полицейский и добавил, что акт о проверке в отношении компании вообще не был составлен.
При этом, он отметил, что дорога, где произошло ДТП относится к 4-й категории. А значит, на проезжей части, допускается наличие уплотненного снега не более 60 мм; а толщина снега на обочине должна быть не более 7 см. Но, замеры на этом участке ни до аварии, ни после нее полицейские не проводили. Для замеров у них нет специальных приборов.
При этом, накануне аварии был снегопад, а утром, за несколько часов до трагедии шел небольшой снег.
Читайте также: Полиция Темиртау определяет состояние дороги «на глаз» - техникой их не обеспечили
Помимо уборки дорог от снега, в зимний сезон коммунальные службы (компании которые выиграли тендер на обслуживание) должны обрабатывать проезжую часть противогололедными материалами. Однако, улица, где произошло ДТП, по словам Ковальского, соленой смесью обработана не была.
Как проходил допрос: показательный эпизод
- Вы говорите «я не мог проверить компанию, закончилось время проверки». Но произошло страшное ДТП, вам сам Бог велел пойти проверить работу компании, - обратилась к свидетелю адвокат защиты Хамида Айткалиева
- Решение по этой компании было принято по ходатайству стороны защиты, - перебил ее адвокат потерпевших Нурлан Мусраунов.
- Не вмешивайтесь в допрос, - резко ответила ему адвокат Айткалиева
- Это не в его компетенции, принимать процессуальные решения, - стал давать пояснения Мусраунов, - Смерть людей, ненадлежащее содержание дорог относится к органам дознания.
- Я задаю простой вопрос: «проверил ли он в итоге, была ли у этой компании техника», - пояснила Хамида Айткалиева
- Он ответил, - вступила в перепалку судья Татьяна Гавриченкова
- Он не ответил, - напомнила Айткалиева
- Он ответил, - продолжала настаивать судья
- Ну, значит я его не слышу, потому что …, - стала говорить Айткалиева, но полицейский все же сообщил, «нет, не проверил».
- Почему не проверил? – продолжила адвокат
- Прошу снять этот вопрос, - вмешалась в процесс допроса стороны защиты прокурор Галина Кердекаева. - Он неоднократно уже назвал периоды, когда он уполномочен проводить проверки. Он с ноября по апрель не правомочен проводить проверки у предприятий выигравших тендер.
- Он мог проверить это предприятие в апреле, - заявил адвокат защиты Ардак Балпыков, - это его прямые обязанности
- То есть вы не будете отвечать на этот вопрос? – спросила Айткалиева после непродолжительной паузы.
- Я ответил. С 15 сентября по 15 ноября мы имеем право проводить проверку…
- Это прокурор вместо вас ответил. Мне записать ее ответ? Хорошо.
Стоит отметить, что каждый допрос свидетелей происходит с криками, перепалками. Сторона обвинения и адвокаты потерпевших вмешиваются в допрос стороны защиты, дают показания вместо свидетелей, дают пояснения и порой даже подсказывают, как нужно отвечать.
Заседания продолжаются с сентября 2020 года. Даниилу Боровикову по обвинению в нарушении правил дорожного движения, повлекшее, по неосторожности гибель двух и более лиц, грозит от 5-ти до 10 лет лишения свободы. Кроме того, сторона потерпевших предъявила Боровикову гражданский иск на 80 млн тенге, в качестве компенсации за моральные и физические страдания. Но по сути своих требований пострадавшие Борзилов и Крутько судом еще не допрошены
Мы в социальных сетях