pixabay.com/иллюстративное фото

Государственные закупки продолжают оставаться одной из самых коррупционных сфер страны. Регулярные изменения профильного закона, призванные снизить уровень коррупционных рисков, результатов не дают. Ведь как известно, кто ищет, тот всегда найдет… лазейку и соратников. 

Так что пока одни компании создают собственное производство, интеллектуальные продукты, наращивают мощности, другие продолжают работать в парадигме «купи-продай», обмани государство и заработай денег. А некоторые госорганы и чиновники, почему-то продолжают отдавать предпочтение последним, вместо того, чтобы увеличивать уровень казахстанского содержания в процедуре госзакупа, сообщает SotReport.kz.

Наши могут

Позитивный пример ставки, сделанной на казахстанских производителей, недавно был продемонстрирован главе государства в Шымкенте. По сведениям Aqorda, местные власти внедрили интеллектуальную систему управления светофорами на базе отечественной разработки «СМЭУ Астана» и цифровой платформы Avtobys. А в сотрудничестве с Sergek Group и Freedom Telecom в городе внедряется система наружного видеонаблюдения и высокоскоростного интернета на базе технологии FWA, обеспечивающая бесперебойный мониторинг дорожного движения и общественного порядка.

Кроме того, там уже установили специальные GPS-трекеры на реанимационные автомобили. Это позволяет системе автоматически включать зеленый свет на двух ближайших перекрестках, в случае перевозки пациентов в критическом состоянии. Также программа видит, когда водители нарушают ПДД уступая дорогу скорой помощи, и не штрафует их.

Закон

Законодатель хочет, чтобы тендеры выигрывали компании способные выполнить большую часть работ самостоятельно. А потому в новой редакции закона «О госзакупках» (ст.17 п.8) прописано, что максимальный объем работ или услуг, который можно передать субподрядчикам, составляет 30% от общего объема договора. Если передать больше, то заявку могут признать не соответствующей квалификационным требованиям и отклонят на основании ч.4 пп.2 п.212 Правил госзакупок 687.

Кроме того, привлечение субподрядчика в рамках исполнения договора о государственных закупках возможно лишь при письменном согласовании с заказчиком (Приложение 21 к правилам осуществления государственных закупок, п.7.7, 7.8, 12.4). 

Все вроде бы понятно и логично. Есть люди, техника и квалификация – участвуй в тендере, выигрывай, работай. Не хватает кадров – много тендеров взять не получится. Но это в идеале. 

Законом предусмотрена и ответственность за нарушение Правил: компанию могут признать неблагонадежным поставщиком и закрыть доступ к госзакупкам. Но инициатором этой процедуры может быть только организатор конкурса. Так что, если чиновники не заинтересованы в наказании компании, рестрикции не применимы. 

Большие объемы малым штатом. Реально?

Может ли компания выигрывать десятки тендеров, получать от государства миллиарды по контрактам, но платить налоги как малое предприятие? Конечно, да. Ведь есть лазейки. По закону, малым предприятием считается компания, где численность сотрудников не превышает 100 человек, а среднегодовой оборот не более 300 тыс. МРП (почти 1,180 млрд тенге). 

Приведем пример компании «СпецТрейдТМ» (работает с 2013 года). Она занимается строительством дорог и автомагистралей, и перед налоговыми органами называет себя субъектом малого бизнеса. При этом, по данным из открытых источников, только в этом году компания выиграла семь конкурсов на сумму более 1,5 млрд тенге, то есть больше чем 300 тыс. МРП только за 4 месяца. 

При этом, по данным КГД РК, в 2022 году в компании работало 60 человек, в 2023 году - 72 человека, а в 2024 году - 75 человек. По этому показателю, компания имеет право продолжать работать в категории «малый бизнес», а значит не должна платить государству более высокие налоги. 

Но возникает другой вопрос: а как 75 человек справляются с таким количеством работы? По данным Adata компания выиграла 43 конкурса в 2024 году и 26 конкурсов в 2023 году. При этом, только в Астане «СпецТрейдТМ» стал победителем сразу четырех тендеров (по количеству районов в городе) по нанесению дорожной разметки на три года (2023-2025). Требование конкурсной документации – иметь в наличии не менее 60 сотрудников для выполнения работ только в одном районе. А раз района четыре, то у компании должно быть не менее 240 человек. 

Помимо этого, сроки выполнения работ по этим тендерам совпадают. То есть работать нужно одновременно в каждом районе города. Путем несложных арифметических вычислений получается, что победитель конкурса, выиграл его, не имея необходимых трудовых и материальных ресурсов и потом, либо плохо выполнял работу, либо привлек на субподряд больше компаний, чем ему позволял закон.

Разметка как обычно сошла вместе со снегом

Субподряд

Иногда компания «СпецТрейдТМ» и сама работает субподрядчиком. В прошлом году, в Караганде фирма оказалась в суде из-за плохо выполненных ею работ. Судебные эксперты установили факт многочисленных недоделок и недочетов в работе. Так что генеральный подрядчик просто отказался выплачивать деньги в полном объеме за такой полуфабрикат, а суд в двух инстанциях его поддержал (постановление 2а-5873-23).

При этом, «СпецТрейдТМ» занимается установкой не сертифицированного в Казахстане российского ПО на светофорные объекты республики, не являясь правообладателем этого продукта. Что, конечно же, вызывает вопросы о информационной безопасности.

К слову, по данным Adata, ТОО «СпецТрейдТМ» уже имеет среднюю степень риска налогоплательщика. А значит у налоговой уже возникали вопросы к деятельности компании и возможно возникнут еще. 

Читайте также: Госзакупки: Власти Караганды отказались от казахстанского программного продукта в пользу российского

Разбить на лоты

Еще одна придумка законодателя для минимизации коррупционных рисков в процедуре госзакупа – установление лимитов и ответственных. Так, закупки на сумму 158 млн. тенге в городах областного значения проводит организатор (акимат, министерство и пр.), заказчик же (подразделения, управления и пр.) имеет право на проведение конкурса на суммы меньше. Но такие крупные закупки не всем по душе. Требования к участникам становятся выше, а контроль серьезней.

Так, например, в этом году ТОО «СпецСтройСервис» (субподрядчик компании «СпецТрейдТМ» в Караганде и Астане, субъект малого предпринимательства с численностью сотрудников до 30 человек) подал жалобу в ДВГА на акимат Алматы с требованием разделить госзаказ «обеспечение безопасности дорожного движения в населенных пунктах» и «техническое содержание элементов обустройства дорог города Алматы» на лоты. Хотя даже не принимала участия в этом конкурсе. 

В Минфине им разъяснили, - «закупки, которые носят комплексный характер и выполняют практическое (функциональное) назначение (имеют общую технологическую линию) на лоты не разделяют».  

Но такой ответ ТОО «СпецСтройСервис» не удовлетворил. Они подали в суд на акимат Алматы и апелляционную коллегию при МФ РК. А местом подачи иска выбрали суд Караганды. Примечательный выбор экстерриториальности, особенно когда твои ответчики госорганы, а на кону стоят интересы и безопасность дорожного движения Алматы…

Но чем конкретно недовольны в «СпецСтройСервис»? Оказывается, они не смогли принять участие в конкурсе из-за недостаточной финансовой устойчивости. Большой лот – большая финансовая ответственность. И компания, имея статус малого бизнеса, не имеет достаточного количества денег, которыми будет отвечать за качество выполнения подряда. В требованиях акимата значилась сумма в 7 млрд тенге, а «СпецСтройСервис» официально обладает только 2,1 млрд тенге.

Теперь они требуют разбить лоты и тем самым снизить уровень своей финансовой ответственности. Но кто мешал компании объединяться с партнерами, вступить в консорциум или стать более крупным игроком? Только за последние два года«СпецСтройСервис» вместе со своим партнером «СпецТрейдТМ» выиграли не один десяток тендеров на сотни миллионов тенге. 

Возможно, все дело в налогах? Средние и крупные предприятия платят государству ощутимо большие деньги, чем те, кто называет себя малыми. 

Читайте также: Дорожная инфраструктура как средство обогащения. История одной компании

Караганда

В Караганде же ситуация сложилась обратная. Там управление ЖКХ как будто специально разделило лот «установка светофорных объектов» на четыре лота (по 152 млн тенге) и провело конкурс самостоятельно, без участия вышестоящих инстанций. А другую работу, по текущему ремонту светофоров, на два лота. Сначала победителем четырех лотов оказалась компания RDS, но в ТОО «СпецТрейдТМ» с этим не согласились, подали жалобу, результаты конкурса отметили, а новым победителем признали жалобщиков. 

Техспецификация 

Отдельного внимания заслуживает «техничка», созданная сотрудниками управления ЖКХ Караганды, по этим разбитым лотам. Так, например, конкурс «Установка светофорных объектов» предусматривает четыре этапа, в каждом из них планируется установка девяти светофорных объектов на сумму более 152 тыс. тенге. Каждый объект имеет разные технические характеристики, объемы работ и материалов, но заказчик (управление ЖКХ) распределяет денежные средства между ними в равных долях, без учета особенностей. Вероятная причина – отсутствие проектно-сметной документации по проекту. Ее просто нет в приложениях к конкурсу.  Так что понять, как чиновники рассчитывали стоимость этого конкурса и исходя из чего – невозможно. 

Но, вероятно, местная прокуратура и борцы с коррупцией все же заинтересуются этими конкурсами. И дадут правовую оценку действиям управления ЖКХ. Ведь в конце концов государственные деньги должны расходоваться по назначению и на основании четкой документации.