freepik

Крупная компания в области нанесения разметки на дороги несколько лет нарушает конкурсные процедуры, но все равно выигрывает тендера. Зачастую в этом им помогает демпинг цен. Как показывает практика, в таких случаях, работы выполняются не качественно, и, как следствие, страдают рядовые граждане и государственный бюджет. Редакция sotreport.kz провела свое исследование ситуации. 

Алматы

В июле 2024 года специализированный межрайонный суд по административным делам города Алматы признал незаконным итоги госзакупок, в которых выиграла фирма ТОО «СпецТрейдТМ» (учредители родные братья, Жолдасбеков Еркен Аллабергенович и  Жолдасбеков Берик Аллабергенович, второй - руководитель по совместительству). Сумма тендера составила более 1,7 млрд тенге. Оказалось, что компания не представила конкурсной комиссии сведения о наличии у себя «материальных и трудовых ресурсов». В связи с этим суд решил, что поставщик «не соответствует квалификационным требованиям конкурсной документации и неправомерно допущен к участию в конкурсе». Странно, что этот факт не смутил сотрудников акимата при отборе участников конкурса. А пока идет борьба за то, кто станет Генеральным подрядчиком, безопасность дорожного движения остается под знаком вопроса. 

К слову, до появления компании ТОО «СпецТрейдТМ», нанесением разметки в южной столице занималась дорожно-строительная организация ТОО «СМЭУ Алматы». Именно ее, судя по всему, как ведущего конкурента и пытается вытеснить фирма Жолдасбековых. 

Кокшетау

В 2021 году компания ТОО «СпецТрейдТМ», при участии в государственных закупках, сделала государству скидку на сумму более 18,3 млн тенге и выиграла. Однако, позже чиновники заключили с поставщиком дополнительное соглашение на сумму 20,6 млн тенге. (А в чем тогда был смысл скидки?!). Источники издания утверждают, что в ДВГА (Департамент внутреннего государственного аудита) по Акмолинской области об этом узнали, и… сделали замечание рядовому техническому специалисту. Это наводит на мысль о сговоре между ведомством и компанией. 

В 2022 году по конкурсу на «Содержание и эксплуатацию технических средств регулирования дорожным движением в городе Кокшетау» (на 3 года) на сумму 333,875 млн тенге победителем еще раз стала ТОО «СпецТрейдТМ». В этот раз, они снизили цену до 200,7 млн тенге, то есть дисконт составил более 133 млн тенге. Были ли заключены дополнительные соглашения на увеличения стоимости работ по этому договору – неизвестно.

Еще один интересный факт. Ранее все светофорные объекты города (129 шт.) были подключены к системе АСУДД-КС, выпускаемой ООО «Комсигнал» (Екатеринбург) и управлялись из единого центра. Так и должно было быть. Но с 2021 года поставщик стал менять программное обеспечение на новое - АСУДД «Мегаполис» от ООО «Элистар». Это с одной стороны привело к разбалансировке этих светофоров от общей системы управления объектами, с другой создало условия для уникальности последующего обслуживания переоборудованных объектов только этим ТОО. 

В итоге, в городе 40 светофоров работают на новом ПО, а остальные 89 – автономно, без какой-либо интеграции в общую дорожную сеть. Получается, ТОО «СпецТрейдТМ» нарушили условия конкурса, а должностные лица ЖКХ попустительствовали этому. 

Костанай

Летом 2024 года, благодаря порталу inbusiness.kz, стало известно, что ТОО «СпецТрейдТМ» не выполнило свои обязательства в Костанае. При этом, заявленная сумма тендера составляла 244,7 млн тенге. Компания же, выиграла его снизив стоимость до 213,7 млн тенге. В интервью порталу inbusiness.kz аким города Марат Жандубаев сообщил, - свою халатность компания объясняет отсутствие техники и людей. Но если у них не было ресурсов, как они выиграли тендер?

Караганда

В Караганде сложилась, пожалуй, самая интересная ситуация. В 2021 году компания ТОО «СпецтрейдТМ» выиграла тендер на «Модернизацию, дооснащение установленного оборудования, монтаж и наладку систем и средств автоматизации технологических процессов на основе аппаратно-программного комплекса дорожно-транспортной сети города Караганды с ИТС». Но, позже, суд отменил итоги конкурса. 

Дело в том, что организатор конкурса в технической спецификации указал производителей оборудования, которым необходимо было дооснастить и доукомплектовать существующие светофорные объекты, а также произвести подключение и интеграцию их в ПО АСУДД (автоматизированная система управления дорожным движением). Но как указал суд – «победитель конкурса не предоставил документов, подтверждающих его соответствие квалификационным требованиям, заявленным в конкурсной документации».

2022

На следующий год организатор исключает требования, которым ТОО «СпецТрейдТМ» не соответствовал. Кроме того, исключаются технические требования, содержащие наименование оборудования, необходимого к применению в данном конкурсе, и конкретные технические решения для реализации задач конкурса. Но, несмотря на это, государственные закупки признаны несостоявшимися. 

2023

В 2023 году конкурсная документация выглядит как в 2022 году. Один из потенциальных поставщиков указывает организатору на несоответствие конкурсной документации и просит разъяснений. Акимат запросы игнорирует, но ДВГА по Карагандинской области проводит проверку, находит нарушения и требует их устранения. В итоге конкурс отменяют. 

Стоит отметить, - при всех «упрощениях» конкурсной документации цена госзакупа не менялась. А это почти 500 млн тенге включая НДС. 

2024 

В 2024 году, несмотря на суды и попытки конкурентов указать организатору на нарушения, несоответствие требованиям и отсутствие человеческих и технических ресурсов, конкурс все-таки состоялся. Выиграла компания ТОО «СпецтрейдТМ», но как заявляют специалисты отрасли, себестоимость оборудования, запрошенного акиматом не может составлять более 220 млн тенге. И если это так, стоимость работ была завышена более чем в 2 раза, до 469,9 млн тенге. 

Заплатили сразу

Еще один примечательный факт. Договор о государственных закупках был подписан в июле 2024 года, и будет действовать до конца 2025 года. Условиями контракта было предусмотрено, что поставщик получает 14,9 млн тенге в 2024 году, а остальную сумму в размере 454,9 млн тенге – в 2025 году. 

Вот только уже 28 августа 2024 года в суде представитель отдела коммунального хозяйства сообщил, что организатор заплатил ТОО «СпецТрейдТМ» 203 млн тенге «за выполненные работы». За какие именно работы, и как за месяц поставщик смог освоить бюджетные средства остается загадкой. Но возникает вопрос, «а нет ли в действиях организатора и поставщика коррупционной составляющей?». При том, что не все оборудование еще поставлено и настройка не завершена, как подчеркивает сам аким в статье издания Информбюро.кз.

Караганда. Другой договор

В 2023 году ТОО «СпецТрейдТМ» выступил субподрядчиком на объекте «Капитальный ремонт автомобильной дороги по ул. Магнитогорская и К. Маркса в Караганде». За свою работу в два этапа компания должна была получить 97,8 млн тенге (58,1 млн тенге + 39,7 млн тенге). В качестве аванса генподрядчик им выплатил 26,2 млн тенге, но остальных денег компания не получила. Генподрядчик остался недоволен проделанной работой и отказался платить. Так представитель ТОО «СпецТрейдТМ» оказался в суде, требуя принять работы и перечислить деньги. 

Вот только суд, изучив данные и назначив экспертизу, пришел к выводу, что часть работ была выполнена с нарушениями, часть не сделана вовсе, а кое-что суд назвал «недоделками». Ввиду изученных фактов судья постановил, - генподрядчик должен ТОО «СпецТрейдТМ» за работу не 71 млн тенге (как было заявлено в иске), а лишь 16 млн тенге.

Коррупционный скандал 2017 года

Журналисты издания Total.kz писали, что проблемы с компанией ТОО «СпецТреидТМ» возникали в Астане еще в 2017 году. Тогда управление автомобильных дорог города Астаны объявило конкурс на нанесение дорожной разметки на сумму более 254,3 млн тенге. 

11 апреля 2017 был заключен договор госзакупок из одного источника по несостоявшемуся конкурсу с ТОО «СпецТреидТМ». Но уже 8 ноября 2017 года было заключено допсоглашение с компанией на сумму 1,5 млрд тенге. То есть превышающую сумму основного договора в 45 раз. При этом, изменений в технических спецификациях или объемах работ не было. 

Тогда же, по данным издания, управление пассажирского транспорта города Астаны по аналогичной схеме — дополнительным соглашением к договору закупок из одного источника по несостоявшемуся конкурсу – увеличило сумму договора с ТОО «СпецТреидТМ» по закупкам услуг по нанесению дорожной разметки с 237,5 млн тенге до 1,085 млрд тенге. То есть увеличив на 847,8 млн тенге. 

В итоге, только по двум закупкам в Астане в 2017 году должны были нанести разметку на сумму больше 2,3 млрд тенге. 

Но на этом история не закончилась. В 2018 году аналогичным способом управление пассажирского транспорта города Астаны увеличило сумму договора с ТОО «СпецТреидТМ» по закупкам услуг по нанесению дорожной разметки с 68,4 млн тенге до 1 млрд тенге. Уже на 931,5 млн тенге. 

Вот интересно, а у разметки есть срок годности? Какая работа была проведена за эти бюджетные деньги? И были ли возвращены деньги в бюджет государства? 

Эпилог

Удивительно, но, если сотрудники акимата, Антикоррупционная служба, надзорный орган и другие заинтересованные госучреждения знают о фактах различных нарушений компанией, почему она до сих пор не включена в реестр недобросовестных поставщиков, и им продолжают позволять участвовать в государственных закупках и наживаться на бюджетных деньгах? Хотя вопрос, конечно, риторический. 

Существует пресловутая отговорка, что разметку «стирают» шипы, а так ли это? Разбирались ли с этим технадзоры на местах и представители заказчиков, принимающие работу? В этом случае возникает вопрос, насколько эффективно тратить государственные средства на холодный пластик, если срок его службы не больше, чем срок службы разметки краской, цена которой в пять раз дешевле за квадратный метр чем пластиком?