В управлении по делам религий города Алматы рассказали о том, как в мировых религиях относятся к воровству, передает informburo.kz.
Проблема кражи чужой собственности, к сожалению, пока не перестаёт быть актуальной во всем мире, в том числе и в Казахстане. Стремление к лёгкой наживе, нежелание работать и зарабатывать, зависть к более успешным – вот что зачастую толкает людей на воровство. Кражи и грабежи осуждаются всеми мировыми религиями, для верующего человека такие действия попросту недопустимы.
Так, например, в исламе категорически отвергается любое посягательство на чужое имущество, причём независимо от веры другого человека. Правоверный мусульманин знает, что в Коране за это предусмотрено суровое наказание. Если передавать дословно, то там говорится: "Отрубите руку вору и воровке за содеянное ими как примерное наказание от Аллаха. Поистине, Аллах Превелик и Премудр".
Воровство в исламе относится к "грехам рук". О неприемлемости воровства говорят и многочисленные хадисы Пророка. В них написано, что "народы, жившие до нас, погибли, из-за того что прощали воровство знатным людям...". Собственно, здесь речь и идёт о том, что красть не дозволено никому вне зависимости от того, какое социальное положение занимает человек.
В Коране также говорится: "И не подобает какому-либо пророку незаконно присваивать. А кто незаконно присвоит, тот придет в Судный день с тем, что он присвоил. Затем каждой душе воздастся сполна за всё то, что она приобрела".
Не менее строгое отношение к воровству в христианской религии.
"Не укради" – восьмая из десяти заповедей. Очевидно, что воровство в христианстве также считается тяжким грехом, за которым неминуемо последует наказание.
Отдельной строкой в Писании идёт грех сребролюбия, суть которого заключается в том, что человек надеется не на Бога, а на деньги. Наказание за воровство ждёт согрешивших ещё в земной жизни. В житиях святых нередко описываются истории, когда люди, укравшие что-либо, лишались зрения.
В средневековой Европе наказание для воров было практически таким же, как в исламской религии. В книгах Ветхого Завета говорится, что Бог отнимет душу у грабителей, воровство навлекает проклятие на вора. Наказание за воровство, по закону Моисееву, означено в Библии:
"Если кто-нибудь украдёт быка или овцу и зарежет их или продаст, то он должен отдать пять быков за быка и четыре овцы за овцу… А если вору нечем отдать, то пусть его самого продадут в рабство – за кражу...".
В христианской религии, несмотря на заповедь, запрещающую убийство, говорится, что "если вор был пойман при попытке разобрать стену дома и убит, то убивший неповинен. Но если это случилось после восхода солнца, то убивший виновен".
В священной книге иудеев Торе запрет на воровство звучит дважды: один раз – в главе "Кдошим", обращение во множественном числе: "Не крадите", другой – в "Десяти речениях" в главе "Итро" с обращением в единственном числе: "Не кради".
Тора запрещает воровать даже наименее ценный предмет и у кого бы то ни было: как у мужчины, так и у женщины, как у взрослого, так и у ребенка, как у еврея, так и у не еврея. И, например, взять с работы для личного пользования бумагу, ручку, скрепки, с точки зрения еврейского закона, уже воровство.
Если же человек уже украл у другого определённую вещь, то согласно Торе он должен вернуть ее. Если же вор не признался, а нашлись свидетели, то он обязан вернуть вдвое больше.
По словам великих мудрецов, окончательный приговор поколению Потопа был утверждён именно из-за грабежа, как сказано в Торе: "Конец всего живого решён предо Мною, ибо земля наполнилась грабежом из-за них".
Одна из самых миро- и человеколюбивых религий мира – буддизм также порицает воровство в любом его виде. В пяти священных заповедях вторая запрещает кражи и грабежи, основа её – это вера в кармические последствия, то есть в плохое перерождение, что есть худшее наказание для буддиста. Панча Шила (пять священных заповедей) лежит в основе всей буддистской религии, и в этом отношении её можно соотнести с этическими заповедями христианства и иудаизма.
По буддистскому учению отказ от воровства способен воспитать в человеке щедрость и добродетельность, а также обеспечивает право на личную собственность.
Палийский канон (собрание священных буддийских текстов на языке па́ли) характеризует пять заповедей как способ избежать причинения вреда себе и окружающим.
Очевидно, что воровство порицается во всех мировых религиях. Высокая моральная составляющая – вот главная ценность, которая должна быть у человека. И только у такого человека будет счастливая и полноценная жизнь, он будет чист перед Богом и перед другими людьми.
Казахстан – светское правовое государство, и наказание за воровство, разбой и грабежи (уголовные правонарушения против собственности) предусмотрено Уголовным кодексом РК. Самосуд и религиозный суд (в том числе суд шариата) в Казахстане являются противозаконными. Если вы стали жертвой или свидетелем преступлений против собственности, необходимо обратиться в правоохранительные органы.
Мы в социальных сетях