Казахстанцы могут даже не догадываться, что с их номеров мошенники звонят своим жертвам и вымогают деньги. О том, как работает эта схема корреспонденту Liter.kz рассказал начальник отдела Управления криминальной полиции Департамента полции Нур-Султана Талгат Булегенов.
По его словам, сейчас в интернете много программ для дублирования сотовых номеров, их и используют мошенники. Выбор обычно случаен, это может быть любой действующий номер, который зарегистрирован на территории Казахстана.
«При этом казахстанцы обычно даже не подозреают, что их номерами пользуются мошенники. Потом, когда их жертвы начинают звонить на этот номер, то попадают к реальному владельцу сим-карты, который вообще, не в курсе в чем его обвиняют», — рассказал он.
В таких случаях, в рамках досудебного расследования обычно проводится проверка. Так, при детализации звонков из сим-карты, звонки мошенников обычно не высвечиваются.
Почему это происходит? Потому что мошенники звонят не с телефона, а через интернет сайт. К слову, такой же способ обычно выбирают и казахстанские коллекторы, потому что потом практически невозможно отследить эти звонки, и заемщик не сможет доказать, что ему надоедали звонками.
При этом мошенники обычно используют программы для дублирования номеров, а настоящий владелец номера никогда об этом не узнает, если ему не начнут звонить пострадавшие.
Что делать человеку, если ему вдруг начали звонить незнакомые люди и требовать вернуть деньги? Обращаться в полицию, там разберутся. Полицейские имеют все необходимые методы, чтобы проверить проходил ли звонок через спутник или нет. Если нет, то к владельцу номера нет претензий, а если да, то у него будут проблемы.
Кроме этого, полицейский рассказал, что сегодня участились случаи, когда мошенники используют дублирующие номера колл-центров банков. Соответственно, при разговоре они представляются сотрудниками финансовых учреждений и якобы хотят предупредить человека о подозрительных операциях с картами, либо что кто-то пытается оформить на них кредит.
При этом они просят озвучить свои персональные данные, рекивизиты карты и назвать смс пароль. После этого они получают полный доступ к счетам человека и могут переводить его деньги по своему усмотрению.
В текущем году от действий по такой схеме в полицию обратились 300 столичных жителей, по всем фактам начато досудебное расследование по статье 190 УК «мошенничество». Общий ущерб с начала года по этим заявлениям оценивается в 100 млн тенге.
«Нами проводится взаимодействие с правоохранительными органами соседних стран. Так как по всем этим фактам следы уходят за границу», — добавил Булегенов.
Как защититься от мошенников?
Во-первых, если вам поступил такой звонок, столичный департамент полиции рекомендует ни в коем случае не называть реквизиты карты. Нужно прервать разговор и самому позвонить в официальный колл-центр банка, чтобы уточнить там всю инфомацию.
Во-вторых, можно задать звонившему встречный вопос и попросить назвать свое имя, фамилию и точное название банка. Скорее всего, они будут путаться в названиях.
В-третьих, полиция рекомендует разговаривать с ними на казахском языке. Многие мошенники сразу ловятся на этом, так как они не понимают языка, потому что звонят обычно из за рубежа.
В-четвертых, нужно понимать, что сами сотрудники колл-центров банков никогда не звонят и не собирают персональные данные. У них даже нет функции исходящих звонков в программах.
И в-пятых, полиция рекомендует чаще менять пароли учетных записей и банковских карт, чтобы обеспечить сохранность своих денег.
Мы в социальных сетях