Руководитель Департамента санитарно-эпидемиологического контроля Алматы, главный санитарный врач города Жандарбек Бекшин дал свидетельские показания на судебном процессе по делу экс-главы "СК-Фармации" Берика Шарипа, передает корреспондент Tengrinews.kz.

Бекшин рассказал, что в 2020 году работал заместителем председателя Комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг (старое название Комитета санэпидконтроля). В марте его командировали исполнять обязанности главного санврача Нур-Султана, затем он был отправлен для организации постов при введении режима ЧС в Алматы. В апреле его отправили в командировку в западные области Казахстана.

"В Атырауской области пришлось самому писать постановления, поскольку там тоже было безвластие. Приходилось даже писать первое постановление о противоэпидемических мероприятиях. 18 апреля я получил назначение в Алматы. Я был назначен главным санврачом Алматы. (...) Только 12 июня я был назначен руководителем Департамента санэпидконтроля Алматы.

Я прилетел сюда 20 апреля. 21 апреля приступил к работе. Начал работу с того, что вынес постановление по закрытию Центральной городской клинической больницы. Как вы знаете, там была вспышка", - сказал Бекшин.

Жандарбека Бекшина спросили, имелся ли дефицит противочумных костюмов с апреля по май 2020-го, когда именно он возник и каковы были причины.

"Я, конечно, не участвовал в расследовании по Центральной городской клинической больнице. Работали две комиссии Министерства здравоохранения. (...) Согласно справке, имелся дефицит СИЗов, масок в больнице, в городскую детскую больницу были поставлены маски, которые не соответствовали предназначению. Вместо медицинских были поставлены строительные. Причин было много на тот период: и организационного порядка, и со стороны медиков нарушались требования. Это было одной из причин заболевания в указанных организациях. Также был отмечен при мониторинговых визитах недостаток СИЗов в наркоцентре и на станции медицинской помощи. По станции медпомощи надо разбираться, потому что там была неоднозначная ситуация. Коллектив говорил, что не хватает, когда проверили, оказалось, что более чем достаточно. Следственные органы до сих пор разбираются. По другим медучреждениям СИЗов было достаточно. В основном были нарушения различного порядка и деления на "красную" и "зеленую" зоны. Вы знаете, в этот период было чрезвычайное положение, проверки были прекращены, они были возобновлены только в конце мая", - ответил он.

По его словам, сначала противочумные костюмы для медорганизаций и в регионы планировали закупать централизованно, но потом Минздрав поручил в регионах закупать территориальным организациям. Это было в начале мая. 

"В хозяйственную деятельность я не вмешивался, не имел права, поскольку не являлся руководителем предприятия. После назначения руководителем департамента у нас попросили в долг, но потом отказались, сказали, что у нас некачественные. Мы сами их закупали, предшествующий руководитель закупал. Когда я посмотрел, они действительно были не медицинского качества, не для биологической защиты. Тогда наш департамент закупил на 90 миллионов тенге 12 тысяч комплектов противочумных костюмов. Со второго мая комитет передал нам полномочия по закупу, нам выдали критерии, которым костюмы должны были соответствовать", - добавил Жандарбек Бекшин.

Бекшина также спросили о причинах заражения коронавирусом медицинских работников.

"Самые разные причины. По всем вспышкам мы расследовали, по очагам ходили тоже. Это неготовность в организационном порядке, не везде были "красные", "зеленые" зоны, неправильное распределение потоков. По дезинфекции тоже были замечания, по надеванию и снятию СИЗов были замечания. Ну и, конечно же, одной из многих причин был недостаток СИЗов, особенно в ЦГКБ и детской больнице, вместо медицинских масок использовались строительные. Заражения происходили не только в стенах больниц, они заражались и дома от членов семьи, по дороге на работу. (...) В двух медорганизациях был недостаток", - заявил он.

Адвокат спросил главного санврача Алматы, явилась ли нехватка СИЗов основной причиной заражения врачей.

"По Центральной клинической больнице было много причин. Во-первых, зонирования не было, во-вторых, вентиляция не работала, поточность нарушалась, надевали и снимали. Даже было зафиксировано, что при наличии СИЗов специалисты ходили в "красной" зоне вообще в одной маске. Поэтому отсутствие СИЗов не является основной причиной. Это комплекс причин. (...) По костюмам мы передали материалы в городской департамент финансовой полиции, они провели исследование. Оно показало, что они не соответствуют (критериям. - Прим.). Но данные костюмы закупала не "СК-Фармация", а закупал сам департамент. На тот период они представили заключение эксперта, который говорил, что костюмы не соответствуют критериям, по которым нужно было закупать", - ответил Бекшин.

Он добавил, что руководитель Центральной городской клинической больницы был тогда отстранен от занимаемой должности "на основании нарушений, которые были выявлены в ходе расследования, и за допущение массового заражения медработников". Материалы, по его словам, передавались в суд. 

О задержании бывшего председателя правления ТОО "СК-Фармация"Берика Шарипа стало известно в августе 2020 года. За несколько дней до этого Президент Касым-Жомарт Токаев заявил, что вокруг "СК-Фармации" имеются клановые интересы.

Обвинение считает, что Шарип виновен в массовом заражении врачей, поскольку не обеспечил вовремя достаточное количество СИЗов, что, по версии обвинения, стало причиной заражения двух тысяч медицинских работников.