Карагандинские суды заваливают исками от предпринимателей к местным налоговикам. Бизнесмены считают, что фискалы безосновательно подводят их к разорению, передает Liter.kz.
В местных судах по количеству лидируют иски об обжаловании действий налоговиков, связанные с камеральным контролем. Это контроль, осуществляемый налоговыми органами на основе изучения и анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных органов, других документов. На основании такого анализа с 1 января 2019 года внедрено деление налогоплательщиков на категории с низкой, средней или высокой степенями риска. От степеней зависит применение мер налогового администрирования. Здесь позиция ясна: система введена государством для стимулирования законопослушных предпринимателей оставаться в категории с низкой степенью риска. То есть не нарушать. Но только не в Карагандинской области. Здесь вольная трактовка статьи 96 Налогового кодекса фискальными органами ведет к обратному результату. Так получилось совсем недавно с несколькими десятками карагандинских фирм.
Законодатель в указанной статье Налогового кодекса четко определил действия налоговиков: уведомления оформляются при высокой степени нарушений, а по нарушениям со средней степенью риска — извещение. При нарушениях с незначительной степенью риска предпринимателя не трогают вообще. Но как налоговый орган определяет степень риска нарушений?
В декабре 2020 года налоговые органы области оптом отправили фирмам, которые находятся в категории с низкой и средней степенью риска, уведомления об устранении нарушений, выявленных камеральным контролем. Так, сделки одной карагандинской фирмы, по мнению фискалов, в реальности не существовали. А значит и все те, кто так или иначе с фирмой контактировали – потенциальные нарушители. Вот и уведомили перед новым годом карагандинских предпринимателей о необходимости исполнить уведомления. Речь идет о миллиардах тенге.
Признать сделки недействительными может только суд, такого решения у фискалов нет. Компании отнесены к налогоплательщикам с низкой и средней степенью риска.
В ходе рассмотрения исков предпринимателей, по их словам, представители налоговых органов не смогли внятно пояснить суду по каким критериям закона им вменили нарушения с высокой степенью риска.
Не смог внятно ответить на этот вопрос и руководитель ДГД Карагандинской области Кайрат Оркашбаев. На встрече с предпринимателями, организованной Казахстанской ассоциацией предпринимателей и сервисных услуг в марте 2021 года, представители бизнеса спросили главного налоговика области: «каким нормативным документом руководствуется налоговый орган, определяя степень риска нарушений?».
«Критерии делятся на две части: открытые и закрытые. Открытые опубликованы на наших сайтах и в соцсетях. Но есть и закрытые, конфиденциальные данные. На основании совокупности всех критериев предприятию присваивается высокая, средняя или низкая степень риска», — пояснил Кайрат Оркашбаев.
На основании каких нормативных документов налоговые органы оценивают нарушения – неизвестно.
Как говорят юристы, с введением категорирования налогоплательщиков исключены нормы закона, предоставляющие определять и дифференцировать нарушения по степеням риска.
«Доводы налогового органа со ссылкой на автоматическое определение риска нарушений, необоснованные. Следовательно, оформление уведомлений об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, является усмотрением налогового органа об отнесении его к нарушению с высокой степенью риска. Такие действия налоговых органов противоречат принципам налогообложения» — сказал учредитель ТОО «Кузет 2050» Жасулан Ахметов.
Межрайонный экономический суд карагандинской области отменил уведомления налоговиков и признал их незаконными. С такими решениями фискалы не согласились и подали апелляционные жалобы.
Мы в социальных сетях