Декларация о доходах – обязательный документ, который показывает, сколько денег заработал тот или иной чиновник. Законодательство обязывает политических госслужащих открыто публиковать свои годовые доходы. Что не так с законом и почему чиновники могут легко избежать декларирования? Озвучить свои доходы за последние три года мы попросили нового акима Западно-Казахстанской области Гали Искалиева, не найдя его декларацию на официальном сайте акимата. Для этого мы отправили официальный запрос. Спустя несколько дней нам пришёл ответ, где заместитель аппарата акима области Орал Куспаев сообщил, что доходы акима Искалиева «являются охраняемой законом тайной». Ссылался заместитель акима на статью 11 закона «О противодействии коррупции». Статья 11 закона «О противодействии коррупции» указывает, что декларацию о доходах и имуществе обязаны предоставлять акимы городов, районов, «лица, занимающие ответственную государственную должность и их супруги», а также «лица, уполномоченные на выполнение государственных функций и их супруги». Получается, что заместитель акима Искалиева противоречит закону, либо в аппарате акима считают, что должность Гали Искалиева не столь ответственна, либо он не уполномочен на выполнение государственных функций. Мы обратились к председателю совета по этике департамента агентства Республики Казахстан по делам госслужбы и противодействию коррупции Булату Исакову с вопросом , «важно ли декларирование доходов политическими госслужащими?». - Эта обязательная норма, она прописана в законе. Конечно, важно, чтобы госслужащие соблюдали эту норму закона. Но она будет значимой и серьёзной антикоррупционной мерой, если декларация о доходах будет опубликована вместе с декларацией о расходах, - сообщил Булат Исаков. Пока в Казахстане нет такого документа, как декларация о расходах. Соответственно, никто из чиновников и госслужащих подобных отчётов не публикует. Но, по мнению Булата Исакова, подобная норма внесла бы ясность и прозрачность. - Представьте, если чиновник публикует две декларации – о доходах и расходах. Вдруг выясняется, что его расходы превысили доходы. У нас появятся вопросы к этому человеку – откуда дополнительные деньги, какие источники доходов у него есть? Такая мера повысит раскрытие коррупционных рисков, - уверен Булат Исаков. Подобная норма появится в Казахстане, говорит председатель совета по этике. Пока сроков он не называет.
Юрист и правозащитник Евгений Жовтис считает, что статья 11 закона «О противодействии коррупции» выстроена так, что с одной стороны говорит о прозрачности, с другой, объявляет доходы чиновников тайной.
- Один из принципов борьбы с коррупцией – это гласность и прозрачность. Вообще декларация о доходах и имуществе чиновников, согласно данным всемирного банка, как инструмент выявления случаев коррупции применяется более чем в 150 государствах. И в подавляющем большинстве этих государств, информация, содержащаяся в этих декларациях, находится в открытом доступе. Только в этом случае можно говорить о какой-то гласности и прозрачности и следить обществу за тем, как себя ведут лица, которые существуют на их налоги. Как известно, чиновники у нас живут за счёт бюджета, соответственно за счёт налогов, которые платит каждый из нас.
Закон только обязывает публиковать сведения о том, что чиновник сдал декларацию о доходах и имуществе. А вот раскрывать эту декларацию седьмой пункт статьи 11 закона «О противодействии коррупции» не обязывает. А пункт 12, по сути, запрещает. С точки зрения предотвращения коррупции, эта норма не правильная.
Правильно – это чтобы эти декларации находились в открытом доступе, и чтобы мы понимали, кто и как управляет бюджетными деньгами, - говорит Евгений Жовтис.
Мария Мельникова
Мы в социальных сетях