
Свидетели по актюбинскому делу QNET утверждают, что деньги за покупку товара шли на счета международной компании. Взамен за успешную продажу компания начисляла бонусы в электронной валюте, а «аплайны» помогали их обналичить. При этом, оформлять кредиты на покупку было не обязательно, их, как и в любом другом магазине, предлагали как альтернативный вариант, сообщает Sotreport.kz.
Суть дела
В суде №2 города Актобе под председательством судьи Акмарал Алиевой рассматривается, так называемое, «дело QNET». Подсудимого Ермека Жумагазина обвиняют в том, что вместе с женой Гульзат (осуждена в 2023 году – от авт.) он организовал финансовую пирамиду (ст.217 ч.3 УК РК) в Актюбинской области. Следствие считает, что он, под прикрытием сетевого маркетинга компании QNET, привлекал деньги потерпевших и распределял их по собственному усмотрению. Людей уверяли, что если они зарегистрируются в компании, приобретут товар и приведут еще двоих, то смогут еженедельно получать доход. Но успеха добились единицы.
Теперь «несостоявшиеся» независимые представители QNET требуют с Ермека Жумагазина более 66 млн тенге. Потерпевшими по делу признаны 51 человек, большинство из которых «перешли» из дела супруги Жумагазина. Они уже заявляли свои требования и, судя по документам, им возместили ущерб, но это не помешало им снова просить компенсацию. Люди заявляют, что им выплатили лишь часть ущерба, но, почему-то, требуют всю сумму потраченных средств.
Свидетельские показания
Свидетель Батырхан Тауманов (один из успешных независимых представителей компании) пояснил, что люди оплачивали покупки напрямую через банковские карты, либо же, наличные обменивались на E-Card, электронную валюту QNET, и через личный кабинет совершалась покупка в интернет-магазине.
- В Aliexpress мы же приобретаем продукцию, точно также мы приобретали в этой компании (QNET). Деньги уходили в компанию. То есть, как в любом интернет-магазине, мы покупали продукцию, а компания отправляла нам за это наши проценты в виде электронных денег, - сообщил Тауманов.
По его словам, деятельность компании QNET от других интернет-магазинов отличается лишь ходом рекламы. Здесь она осуществляется при помощи людей, устно. Согласно бизнес-плану, надо открыть свой интернет-магазин, он же личный кабинет, купить товар примерно на 2 тысячи долларов и привести двух людей. Им рекламируется продукция компании и после успешной продажи, поступают бонусы. При этом человек, ознакомившись с бизнес-планом, сам принимает решение хочет он работать в таком формате или нет. И поскольку не у всех есть возможность свободно заплатить за продукт 2 000$, то в качестве альтернативы предлагали взять кредит.
- Вам говорил Жумагазин о том, что у человека если денег нет, то заставляйте брать кредит? Что хотите делайте, заставляйте брать кредит, угрожайте, еще что-то, - уточнила адвокат Надежда Далабаева.
- Угрожайте, такого не было. Но он говорил, чтоб мы предлагали, как один из вариантов брать кредит. Но чтобы угрожать и заставлять, такого не было. Мы были как обычные продавцы-консультанты. Например, когда в «Technodom» заходите, вас же там консультируют, варианты предлагают, как купить продукцию, в том числе и кредит предлагают. Также и мы предлагали различные варианты, - ответил Тауманов.
Когда человек регистрировался в качестве независимого представителя аплайны («старшие» коллеги, уже работающие в QNET) обучали его как вести работу и общаться с людьми. Также на мотивационных тренингах рассказывали, как брать на себя ответственность за других и не падать духом. При этом, по словам Батырхана Тауманова, были и те люди, что захотели вернуть свои деньги. Они самостоятельно оформляли возврат товара или же им помогали в этом аплайны, а компания возвращала средства.
Аплайн – руководитель или наставник?
Одним из доводов обвинения Жумагазина в организации финпирамиды считается иерархия между независимыми представителями. Якобы «присутствовали элементы подчинения нижестоящими независимым представителем (даунлайн) по отношению к вышестоящим участникам (аплайнам)».
Однако свидетели расходятся во мнениях кто же такие аплайны. Например, Нуршат Биязов считает, что это люди, которые начали продвигать QNET в Актобе и за кем зарегистрированы независимые представители. Но себя таковым не считает.
- По отношению к новым независимым представителям вы были аплайном? – спросила адвокат Далабаева.
- Нет, - ответил Биязов, но тут же заявил, что человек, который пригласил его в компанию, а также Ермек и Гульзат Жумагазины являются его аплайнами.
При этом, по словам Биязова, он получил от компании около 5-6 млн тенге бонусов. Учитывая, что за одного человека, купившего товар, компания выплачивала 100$(≈40тыс.тенге), то количество зарегистрированных за Биязовым людей превышает сотню. Почему при таких условиях он продолжает настаивать, что не является аплайном не совсем понятно.
В то же время, по словам Батырхана Тауманова, аплайн – это любой независимый представитель QNET, что «выше него», вплоть до основателя мировой компании. Однако, гособвинение видимо не устроил такой ответ, и прокурор стал настаивать, чтобы свидетель ответил, кто же у него самый «главный» аплайн.
- Вы по всему миру работали или по Казахстану? – несколько раз уточнил прокурор Ибрагим, после ответа Тауманова, что помимо подсудимого у него множество аплайнов, в том числе и за рубежом.
- По Казахстану. По Казахстану основателей не знаю, я знаю только тех, кто меня пригласил, кто со мной работал.
- Жумагазины? – задал наводящий вопрос прокурор и тогда получил утвердительный ответ.
Стоит отметить, что само понятие «Аплайн (Upline)» с английского переводится как «вышестоящий» и используется в Правилах и политике компании QNET наравне с термином «рефер», то есть пользователь, который привлекает другого пользователя. Но, поскольку к компании никаких претензий не предъявляется, не совсем понятно, почему следствие равняет аплайна с руководителем компании.
Читайте также: Без объяснений и доказательств: потерпевших по делу QNET не станут допрашивать в суде
Мы в социальных сетях