
В Астане прошёл апелляционный процесс по делу автора телеграм-канала «Дикая орда» Данияра Адилбекова и нефтетрейдера Ерлана Саудегерова, сообщает SotReport.kz со ссылкой на Orda.kz.
Адвокаты заявили о незаконности приговора
Адвокаты Адилбекова посчитали незаконным приговор в виде лишения свободы на четыре с половиной года за публикации и подали жалобу. Потерпевшими по делу идут вице-министр энергетики Ерлан Аккенженов, журналистка Гульжан Ергалиева и глава международного аэропорта Астаны Юсуф Рашед Альджавдер. Всех троих Адилбеков упоминал в своих публикациях. Блогера посчитали виновным в ложном доносе и распространении заведомо ложной информации.
Защитники Адилбекова вновь указали на ряд процессуальных нарушений во время следствия и в суде первой инстанции. При этом вина подзащитного, по мнению адвоката, не доказана.
«Я считаю, что приговор вынесен незаконно и подлежит отмене с вынесением по делу нового оправдательного приговора либо же с прекращением уголовного дела. Так как отсутствует состав преступления», - сказал Адилжан Маутканов.
Адвокат Адилжан Маутканов заявил, что судья Асель Мукушова при вынесении приговора руководствовалась не материалами дела, «а лишь обвинительным актом, что указывает на односторонность и неполноту судебного следствия — обвинительный уклон». Свидетельство этому — множество одинаковых формулировок в приговоре и обвинительном акте.
«Суд также не вынес даже частного постановления по множественным доводам стороны защиты о грубейших нарушениях в расследовании, допущенных сотрудниками центральных аппаратов КНБ и МВД РК, а также их департаментов по Астане. Лично я не понимаю, почему вообще никто не обратил внимания на то, что сотрудники КНБ заходили к подозреваемому без следователя и адвоката. Разве такое допустимо в современном светском государстве? Даже простая доброжелательная беседа должна происходить только в присутствии адвоката. Сотрудники КНБ признали, что они действительно заходили. Имеются подтверждающие документы», - добавил он.
Он попросил суд вынести в адрес генерального прокурора, председателя КНБ и министра внутренних дел постановление о принятии строгих мер в отношении виновных должностных лиц, вплоть до уголовной ответственности.
Дело по заявлению Адилбекова на сотрудников КНБ прекратили за отсутствием состава преступления. Об этом рассказал другой его адвокат Касым Дуйсекин. В заявлении блогер утверждал, что сотрудники КНБ принуждали его к даче ложных показаний.
«Уголовное дело прекращено органом досудебного расследования Антикоррупционной службы по городу Астане. Мы обжаловали это решение. Прокуратура не согласилась с доводами нашей жалобы, оставила её без удовлетворения. Однако в данном прекращении не были отмотивированы факты наличия телесных повреждений у Адилбекова, о которых он также говорил на досудебном расследовании», - сказал Касым Дуйсекин.
Факт телесных повреждений зарегистрировали в книге учёта информации и направили в Антикор.
«Мы ждём решения по данной (регистрации) в КУИ», - добавил он.
Сотрудники, на которых жаловался Адилбеков, продолжают работать.
Адилжан Маутканов выразил надежду, что суд апелляционной инстанции изменит судьбу его подзащитного.
«Надеюсь, мы всё-таки убедимся, что право и справедливость в нашей стране стоят выше, чем должность и возможности определённых лиц», - сказал адвокат, завершая свою речь.
Аккенженов хочет жёсткого наказания
Вице-министр Ерлан Аккенженов тоже подал жалобу на приговор. А именно в части условного срока для другого фигуранта дела — нефтетрейдера Ерлана Саудегерова. Чиновник посчитал, что это слишком мягкое наказание для обидчика, который, по его мнению, не признал вину и не раскаялся.
«Мы обратились с апелляционной жалобой именно в части чрезмерной мягкости назначенного наказания в отношении осужденного Саудегерова по тяжкому преступлению, где не предусмотрены альтернативные наказания, кроме лишения свободы. Саудегеров и Адилбеков вину в совершении преступления не признали, не раскаялись. На протяжении судебного и досудебного разбирательств как обвиняли Аккенженова в совершении коррупционного преступления, так и продолжают обвинять», - сказал адвокат чиновника Бекболат Смагулов.
Смагулов считает, что подсудимые «умышленно и публично унижали честь, достоинство и деловую репутацию Аккенженова как человека и госслужащего на посту вице-министра энергетики перед народом, формируя в обществе негативный образ о личности и профессиональной деятельности».
«Тем самым причинили моральный вред, который не возмещён обычными извинениями в адрес моего доверителя», - добавил он.
Примечательно, что сам Аккенженов ранее заявлял, что не настаивает на реальных сроках для подсудимых.
Адвокат Ерлана Саудегерова Арсен Баймакулов считает, что доводы адвоката вице-министра «не соответствуют действительности».
«Саудегеров не высказывался по поводу каких-либо коррупционных правонарушений ни на стадии следствия, ни в суде, ни после вынесения приговора в отношении потерпевшего Аккенженова. В суде он сказал только одно: "Я не понимаю, за что меня судят". Саудегеров имел отношение ко второй публикации, в которой, согласно экспертизе, не содержится обвинений в утвердительной форме», - сказал Арсен Баймакулов.
Он также обратил внимание на то, что суд первой инстанции так и не истребовал графики поставок нефти, которые упоминались в публикациях «Дикой орды».
«Министерство энергетики сослалось на то, что это документы для служебного пользования. Суд также почему-то счёл, что нет в этом необходимости. Но в этих графиках непосредственно стоит подпись Аккенженова. Весь сыр-бор ведь связан с этими графиками поставки нефти. А нас лишили возможности предоставить это доказательство», - подчеркнул адвокат.
Он добавил, что после публикаций в отношении Аккенженова уголовные дела не возбуждались, его не привлекали ни к уголовной, ни даже к дисциплинарной ответственности:
«Я процитирую спикера сената Маулена Ашимбаева. Эта цитата есть в СМИ: "Если человек занимается публичной политикой, он должен быть готов к тому, что о нём будут писать разное. В том числе клевету, инсинуации, не соответствующие действительности факты. В этом плане публичные люди должны быть к этому готовы. Самое главное — человек должен быть честным. Если у меня нет каких-то проблем и если какие-то инсинуации есть, какой смысл судиться?"».
«Дискредитировали весь госаппарат»
Апелляцию рассматривали трое судей: Жарас Арыстанбеков, Элеонора Унгарсынова и Алма Есымова. После короткого перерыва они объявили решение. Приговоры как Саудегерову, так и Адилбекову оставили без изменений.
Судьи посчитали, что блогер дискредитировал не только Аккенженова, но и «весь госаппарат страны».
«Аккенженов занимает ответственную государственную должность, и, опубликовав в телеграм-канале не соответствующие действительности сведения о совершённых Аккенженовым коррупционных правонарушениях, имея многотысячную аудиторию канала, осуждённые осознавали, что тем самым они дискредитируют не просто Аккенженова либо Министерство энергетики, а весь госаппарат страны в целом», - сказала Алма Есымова.
Их действия, по мнению судей, «значительно повышают социальную опасность деяния ввиду того, что провоцируют социальную напряжённость среди населения».
Адвокаты Адилбекова намерены идти в Верховный суд.
Приговор вступил в законную силу, однако Данияр Адилбеков задолго до этого уже был этапирован в колонию в Павлодаре. Это случилось после новогодних праздников.
«Он должен был находиться в СИЗО Астаны. У нас каждое учреждение для чего-то создано. ИВС — это изолятор временного содержания для тех, по отношению к кому ещё не санкционирована мера пресечения. СИЗО — для тех, по отношению к кому санкционирована, но ещё нет приговора суда. А колонии — уже для тех, кто отбывает наказание. Но у нас все прекрасно знают, что всё переполнено. Люди на людях спят...» - сказал Адилжан Маутканов.
Дело против Данияра Адилбекова завели в марте 2024 года. На него написали заявление сразу три человека — журналистка Гульжан Ергалиева, арабский инвестор столичного аэропорта Юсуф Рашед Альджавдер и вице-министр энергетики Ерлан Аккенженов. Поводом для всех заявителей стали публикации Адилбекова в анонимном телеграм-канале «Дикая орда».
Одно из обвинений в его адрес — ложный донос о коррупционном преступлении на вице-министра энергетики Ерлана Аккенженова. Позже по этому делу задержали Ерлана Саудегерова, который стал источником информации о чиновнике. Адилбекову назначили четыре с половиной года лишения свободы. Саудегерову дали три года условно.
Читайте также: Верховный суд направил дело о смертельной драке на новое разбирательство
Мы в социальных сетях