Государственная бюрократия толкает предпринимателей к нарушению законов. Министерство экологии утвердило такие сроки рассмотрения заявлений, что строители дорог и многоквартирных жилых домов вынуждены либо терпеть убытки, либо идти на преступление.
При этом, никаких очевидных плюсов для государства или конкретных чиновников от установленных сроков нет. А потому бизнес просит законодателя подумать над изменением правил и сделать исключение в жестком списке требований для тех, кто ведет кратковременные работы, и оказывает лишь незначительное влияние на окружающую среду.
Временное строительство
Экологические разрешения можно получать очень долго (6-7 месяцев). Минэкологии рассматривает новые проекты тщательно, в несколько этапов и с привлечением общественности. В этом есть смысл, когда речь идет, например, о строительстве нового завода, который будет на протяжении долгих лет работать и выбрасывать в атмосферу вредные вещества. Но те же процедуры проходят компании ведущие временные работы – строительство дорог и многоквартирных жилых домов.
Чтобы начать строить, например, автомагистраль республиканского значения, компании нужно получить разрешение на воздействие на окружающую среду; использование земельного участка; разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых (ОПИ) и многое другое. И на все это может уйти целый год.
- Сроки получения разрешительных документов на разведку и добычу общераспространённых полезных ископаемых (ОПИ), используемых при строительстве автодорог (грунт, песок, строительный камень) затягиваются до 6 месяцев, а то и более. Это так же связано с нововведениями в Кодекс PK «О недрах» и Экологический Кодекс PK. Уполномоченный государственный орган по сей день не в силах отрегулировать данный вопрос. В связи с чем строительным компаниям приходится терпеть убытки и просить об увеличении сроков строительства, - прокомментировали в ОЮЛ «Ассоциация Автодорожников Казахстана».
Строители отмечают, - часто, после оформления разрешения на добычу оказывается, что срок работ ограничен, и они просто не успевают добыть необходимые им ОПИ. В итоге всю процедуру получения разрешения им приходится проходить заново. Строительство останавливается, а сроки сдачи проектов увеличиваются. Сдать проекты заказчику из-за такого рода бюрократии вовремя не представляется возможным.
Кроме того, законодатель предусмотрел, чтобы строители не могли подавать заявления на получение всех разрешений сразу. Логика такая – все должно быть поэтапно. А потому только после получения одного разрешения, предприниматель может обращаться за следующим. Это очень затягивает процесс и отодвигает сроки начала реализации проекта. А при строительстве дороги, время у подрядчика ограниченно сроками договора и сезоном работ.
- У дорожных строителей, как правило, нет выбора. Им надо и материал завозить и работы начинать. У них процесс получения земельного участка уже отнял много времени, пока они получат участок десять кругов ада пройдут. Зайти на участок и начать работать без разрешения на использование этого земельного участка невозможно. Там ответственность очень серьезная предусмотрена – это захватом земель будет считаться. Поэтому, как только они получают это разрешение то начинают работать, без разрешения на эмиссии. У них каждый день на счету, – пояснила ситуацию эксперт Анна, пожелавшая не раскрывать своих персональных данных.
Варианты решения проблем
Строители считают, что проблему можно решить, предоставив кратковременным видам работ и работам государственной важности упрощенный порядок. Причем не только для получения разрешений на воздействия на окружающую среду, но и на недропользование (дорожное строительство предполагает временное возведение асфальтобетонного завода, которому для работы нужны ОПИ).
- Считаем, что для строительства автодорог и МЖК необходим упрощённый порядок получения разрешений для воздействия на окружающую среду и для недропользования. Отнесение строительства, которое ведется больше одного года к объектам второй категории полагаем не правильным. Ранее строительство относилось к не классифицируемым объектам опасности и в основном считалось объектами 4 категории (то есть разрешений от Минэкологии для ведения этих видов работ ранее не требовалось – от авт.).
На практике, среди членов Ассоциации нередки случаи увеличения сроков строительства из-за того, что уполномоченным государственным органам требуются дополнительные инструменты извещения населения об общественных слушаниях на получение экологического разрешения посредством радио или телевидения, которые выявляются по истечению сроков извещения, - сообщили в Ассоциации автодорожников Казахстана.
При этом, строители не против разрешений как таковых. Они просят лишь ввести адекватные сроки рассмотрения, которые не будут вынуждать их нарушать законодательство.
- Должен быть какой-то упрощенный порядок, это не значит отменить требования. Пусть они также разрабатывают проект, но указывать в этом случае нужно реальный срок рассмотрения. Почему бы не разработать программу где будут рассчитаны выбросы, воздействие по отходам, и согласовывать эту программу хотелось бы с одним, пусть вышестоящим органом, но который согласует все в короткие сроки.
Я не понимаю для чего нужны эти проволочки, потому что, если бы был какой-то факт коррупции и это бы процветало, все бы понимали почему это так работает. Но здесь коррупционной составляющей нет, а сложности с соблюдением законодательства возникают у всех. И всё из-за неадекватных сроков рассмотрения. По сути, все согласования ты проходишь для галочки, потому что надо. Мне кажется и сам департамент экологии наоборот был «за», сделать другие условия для предприятий с кратковременными выбросами и единый подход, - добавила эксперт Анна.
«Кормушка» для казны?
Строители жалуются, - управления экологии в регионах обращают чрезмерное внимание именно на временные работы, а потому регулярно проводят внеплановые проверки. Причиной для них становятся обращения физических лиц, которые могут издалека и невооруженным глазом усмотреть в действиях подрядчика нарушение экологического законодательства. Как правило такие проверки заканчиваются предписаниями, штрафами, несогласием бизнеса с мнением чиновников и многочисленными судами.
К слову, список дел этой категории в судебном кабинете как будто подтверждает объективность недовольства бизнеса. Ведь получается, что чиновники от управления экологии чаще всего выписывают штрафы компаниям, занимающимся временными работами, хотя ущерб природе от их деятельности считается незначительным. Чего не скажешь о суммах штрафов, исчисляющихся миллиардами.
По данным министерства экологии:
«В 2023 году госорганы выявили 1679 нарушений, выдали 628 предписаний, из которых 443 были исполнены. Административных штрафов было наложено на сумму более 13 млрд тенге, из них предприятия добровольно оплатили 1,1 млрд тенге.
За 9 месяцев 2024 года по результатам проверок выявлено 2045 нарушений экологического законодательства, выдано 1262 предписаний, из которых 879 исполнено. Наложено 1670 административных штрафов на общую сумму 80,8 млрд тенге, из которых уже оплачено 27,5 млрд тенге (1398 штрафов)».
В Минэкологии сообщили, - деньги, полученные от нарушителей, поступают на счёт министерства для проведения экологических мероприятий по улучшению климата. Но реально причиненный природе ущерб, по закону (п.1 ст.136 Кодекса) возмещать всё же должен нарушитель.
Вот только за соблюдением этого закона следят не так тщательно, как за процессом производства и «сигналами» от неравнодушных граждан, позволяющих провести внеплановую проверку. Возможно, в связи с невозможностью выписать штраф.
В целом, принцип исчисления штрафов «за воздействие на окружающую среду» не совсем прозрачен. Ведь, как отметили в профильном ведомстве, «в действующем законодательстве определения экономической оценки ущерба от загрязнения окружающей среды не предусмотрено». Тогда по какому принципу придумали суммы штрафов? И куда вообще, в действительности, а не на бумаге, уходят деньги, взысканные с предприятий?
Мы в социальных сетях