Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев отметил, что важным приоритетом в делах государства остается обеспечение открытого и справедливого правосудия. После чего в стране анонсировали масштабную реформу судебной системы, которая нацелена на улучшение качества корпуса судей, совершенство процесса судопроизводства. Председатель Научно-консультативного совета Республиканской коллегии адвокатов Сергей Сизинцев рассказал Liter.kz о том, как планируется изменить судебную систему в Казахстане.
Верховный суд Казахстана предложил 24 шага по реформированию судебной системы. Данные предложения были обсуждены и обсуждаются всеми заинтересованными и уполномоченными органами. Республиканская коллегия адвокатов (РКА) сформировала официальную позицию по данным шагам.
– Президент Казахстана отметил, что необходимо создать такие стимулы и условия, чтобы лучшие юристы стремились стать судьями. А как сейчас обстоит дело с судейскими кадрами?
– Мы согласны с тем, что судебной системе нужны профессионалы высокого уровня. Но сильные юристы не хотят связывать свою судьбу с профессией судьи. Одна из причин – отсутствие конкурентного материального вознаграждения и достойного социального пакета. Наши судьи получают в разы меньше, чем их зарубежные коллеги.
РКА также считает, что повышение привлекательности судейской профессии для квалифицированных юристов является одним из главных направлений реформы судебной системы. Мы предложили установить заработную плату судей в размере не ниже вознаграждений, которые получают руководители юридических подразделений банков, крупных компаний и юридических фирм. Также считаем необходимым уменьшить разницу в оплате труда между судьями из отдаленной местности и судьями, работающими в крупных городах и областных центрах, приблизить размеры зарплат судей областных и районных судов к оплате труда судей Верховного суда. Необходимо решить жилищные проблемы судей, в том числе через возможность льготного кредитования.
– Прозвучало предложение исключить рычаги давления силовых органов на судей. В чем заключается давление?
– Как следует из предложения Верховного суда Казахстана, для повышения гарантий неприкосновенности судей необходимо запретить проведение в отношении них специальных оперативно-розыскных мероприятий без санкции генерального прокурора или председателя Судебного жюри при ВСС, как принято во многих развитых странах. Ожидается, что исключение у правоохранительных органов рычагов давления на судей повысит их независимость и будет способствовать избавлению от “обвинительного уклона”.
Мы в целом поддерживаем идею внедрения процедуры согласования заведения субъектами оперативно-розыскной деятельности дел оперативного учета в отношении судей с уполномоченными прокурорами, а также предлагаем установить специальный порядок вызова судей на допрос.
Кроме того, в сфере обеспечения полной независимости судей от правоохранительных органов РКА предлагает законодательно лишить лиц, сотрудничающих на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, права претендовать на судейскую профессию.
– Верховный суд предлагает усилить защиту прав граждан, оказавшихся в орбите уголовного преследования, и содержание под стражей должно стать крайней мерой. Почему возникло данное предложение и какие альтернативы содержанию под стражей существуют?
– РКА поддерживает предложение и постоянно отмечает, что залог и домашний арест стали основной мерой пресечения по ряду категорий дел, которые не относятся к тяжким. Заключение под стражу не должно применяться даже при наличии оснований полагать, что подозреваемый или обвиняемый попытается скрыться, продолжит заниматься преступной деятельностью, уничтожит улики или как-то еще помешает уголовному производству, поскольку пресечь эти действия в настоящее время с помощью электронного браслета не представляет труда.
– Одно из предложений – это отделить институт уголовных проступков от преступлений, производство по ним должно быть простым, быстрым и процессуально экономным. Для чего это нужно?
– Верховный суд ссылается на то, что уголовные проступки – это незначительные правонарушения. Осужденный за уголовный проступок не имеет судимости, но в глазах общества он уже преступник. При этом на него тратятся большие ресурсы следственных органов и суда.
РКА согласна с тем, что производство по уголовным проступкам должно быть максимально простым, быстрым и процессуально экономным. Внесение изменений в этой сфере способствует целям оптимизации и гуманизации уголовного законодательства. Но при этом предлагаемые изменения не должны размывать понятия преступления и уголовного проступка и приводить к ужесточению или ведению новой уголовной ответственности за проступки.
– Прозвучало предложение создать семейные суды на базе судов по делам несовершеннолетних. Для чего нужно все дела, связанные с семьей, аккумулировать в одном суде?
– Республиканская коллегия адвокатов отмечает, что в настоящее время даже по делам, затрагивающим интересы несовершеннолетних, стороны испытывают затруднение при выборе подсудности между ювенальными судами и судами общей юрисдикции. Большинство семейно-брачных споров затрагивает интересы несовершеннолетних.
РКА поддерживает объединение рассмотрения всех категорий дел, вытекающих из брачно-семейных и затрагивающих интересы несовершеннолетних детей в семейных судах на базе существующих ювенальных судов.
– Верховный суд предложил пересмотреть критерии оценки эффективности госорганов. Как судебная реформа коснется работы госорганов?
– Верховный суд считает, что количество и удельный вес удовлетворенных административных исков к госорганам должны быть одними из индикаторов оценки обществом, подтвержденные судом. В настоящее время судебные акты, вступившие в законную силу, не входят в перечень источников оценки деятельности государственного органа.
Поддерживая данное предложение, РКА отмечает, что механизм оценки и информация о судебных актах должны быть общедоступными.
Мы в социальных сетях