Проектно-строительная компания ТОО «Asia Prom Resourсеs» хочет получить деньги за проданное помещение дважды. Представитель компании подал иск на приобретателя, заявляя, что компания при подписании договора купли-продажи в 2018 году не получила деньги.

При этом, в деле имеется договор и расписка от представителя ТОО «Asia Prom Resourсеs» Акана Башикова (имеет юридическое образование) о том, что он получил 93 млн тенге, и претензий к приобретателю (Сейдазым Дармешов) не имеет. Хотя сейчас, Акан Башиков настаивает, что подписал договор и дал такую расписку по просьбе своего друга детства Бориса Чен и нотариуса.

Кроме того, директор компании, россиянка Анна Грипп, в суде сообщила что не давала доверенности на продажу недвижимости компании. Но призналась, что уезжая из Казахстана в Россию оставила около 20 листов со своей росписью и печатью компании юристам.

Стороне ответчика непонятно, почему Анна Грипп предъявляет претензии к покупателю, а не к своим юристам, которые возможно воспользовались доверчивостью женщины. На данный момент у компании есть претензии к 48 приобретателям. Данное дело рассматривается в Медеуском районном суде, судьей Гульмирой Бейсеновой.

В суде

В ходе судебного заседания Сейдазым Дармешов рассказал, что увидел объявление о продаже помещения на билборде, долго решался на приобретение, несколько раз осматривал помещение и в июне 2018 года все же решил его купить.

Продавец просил заплатить наличными, чтобы не терять 1% на обналичивание суммы, а потому Дармешов принес деньги в черной спортивной сумке в нотариус. По его словам, нотариус деньги видела, а Башиков их пересчитывал. При этом, Акан Башиков уверяет, что деньги были переданы Чен, а он просто подписал бумаги.

- После предоставления денег мы начали составлять договор. И в договоре прописано об этом. А еще они написали расписку о полном получении денег. Данную расписку мы прикладывали, она находится в деле. В договоре купли-продажи прописано, что деньги получены полностью, при подписании договора, - рассказал суду Дармешов.

- Вы заключаете сделку с ТОО. Вы, почему не потребовали у них фискальные чеки, квитанции, что деньги поступили в кассу. Почему вы не потребовали подтверждения? – спросила у него судья

- Они мне сказали там, что эти помещения ими были куплены, людьми из их компании. Они предоставили фискальные чеки об этом и предоставили предварительные договоры купли-продажи. Они сказали, что помещение из ТОО уже выведены и их обязательное условие – покупать помещение за наличные деньги, чтобы не было комиссии при обналичивании денег. Они сказали, что дадут мне расписки и подтверждение, что деньги переданы наличным путем, - сказал ответчик

- Но вы убедились, что имущество ТОО передано физическим лицам, и что физические лица перепродают вам это имущество? – продолжила судья

- Сомнений не было. Нотариус проверил все юридические возможности и обременения. Никаких обременений не было на это помещение. Я уточнил, - имею ли я право покупать, и все ли нормально с этим объектом. Нотариус все тщательно проверила и сказала,  что не видит никаких проблем для совершения этой сделки. После этого я зарегистрировал в органах юстиции свои права, там сказали, что я 100% владелец этого имущества. Ко мне претензий не было. И мне Башиков сказал, что никаких притязаний третьих лиц не имеется. Так было прописано и в договоре, - пояснил ответчик

Во время допроса Башиков все время ставил под сомнение факт получения денег. Дармешов ему напомнил, что тот хвастался перед подписанием несколькими своими образованиями (одно из них юридическое) и давал гарантии на каждую букву, прописанную в договоре купли-продажи.

- Что за вопросы? Вы отказываетесь от своих расписок, или договора купли-продажи, или вы утверждаете, что вы не дееспособны, что вы не понимаете, что вы подписывали? – спросил его ответчик.

Башиков еще раз сообщил, что документы он подписал по просьбе друга Бориса Чен, но деньги ему не передавались, а потому просит суд признать эти расписки о получении 93 млн тенге – мнимыми.

- Если никто не требовал расписку, вы зачем ее написали? – спросила судья у Башикова. – Вы говорите, что Дармешов подписал, договора забрал и ушел. Чен стоял в коридоре. Вы зачем написали расписку, кому?

- Нотариус сказала, что нужно к договору расписку написать в подтверждение, - ответил Башиков

- Так это нотариус вам сказала? – уточнила судья

- Нет, и Борис (Чен – от авт.) тоже сказал, - нотариус просит – надо написать. Сказал, - последствий никаких не будет, не переживай.

Кроме того, он рассказал суду, что дружит с Борисом Чен более 30 лет, общались семьями. А потом стали встречаться редко.

В суде выяснилось, полицией города Алматы было возбуждено уголовное дело по факту мошенничества в отношении Чен, Башикова и Ходжаназарова (последние 2 юристы), которые продавали имущество компании ТОО «Asia Prom Resourсеs». Всего они продали 48 объектов недвижимости.

По словам представителя истца, на момент когда Анна Грипп приобрела компанию (а приобрела она ее за 5 млн тенге, хотя на балансе компании находилось имущество на несколько миллиардов), во владении компании было 48 объектов.  И все эти объекты были проданы по поддедельным доверенностям.

- А почему сейчас вы требования заявили только к Дарменову, а остальные 47 объектов? – уточнила суд

- У нас денег на счету нет. Мы оспариваем договора, которые были рассмотрены в гражданском судопроизводстве. А по остальным предъявлены гражданские иски в рамках уголовного дела в отношении Чен, Башикова, Ходжаназарова и других по факту мошенничества. Остальные мне не известны, - ответил представитель истца и добавил, что в отношении Чен была принята мера пресечения арест.

- Что вам мешает в рамках этого уголовного дела подать гражданский иск о взыскании материального ущерба, в том числе по эпизоду с Дармешовым?

- Гражданский иск имеется

- Но если вы сейчас хотите взыскать сумму стоимости сделки с виновных лиц, вы, почему хотите вернуть имущество? Это же будет двойное взыскание, - поинтересовалась судья

- Гражданские иски в рамках уголовного дела не предъявлены, - поменял свои показания представитель истца и добавил, что гражданские иски были поданы только на те объекты, по которым гражданское судопроизводство не велось.

Судья попросила направить в суд обвинительный акт по уголовному делу и гражданский иск к нему. Заседания продолжаются…