Адвокат попросила суд проявить принципиальность и вынести "частники" в адрес прокуратуры и Антикора, передает Ratel.kz

В четверг, 25 ноября, в суде №2 района Байқоңыр города Нур-Султана в прениях завершила выступление адвокат Мейрамгуль ДАНИАЛОВА, представляющая интересы подсудимого Мейрама ЖАНГУТТИНОВА.

Напомним, судья Верховного суда Мейрам Жангуттинов, полномочия которого временно приостановлены, предан суду по обвинению в совершении преступления, предусмотренного статьёй 190 частью 4 пунктом 2 УК – мошенничество, совершенное должностным лицом в особо крупном размере, а судья Специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних Туркестанской области Лиза ТУРГУНБАЕВА - по обвинению в совершении преступления, предусмотренного статьей 367 частью 3 пунктом 2 УК РК – дача взятки должностному лицу в крупном размере. Жангуттинов свою вину не признал. По его словам, 25 тысяч долларов присвоил главный свидетель обвинения Даулет АБДУСАТТАРОВ.

Гособвинитель, выступая в прениях, попросил суд признать их виновными и назначить Жангуттинову наказание в виде лишения свободы сроком на девять лет, а Тургунбаевой – на семь лет.

В прениях адвокат очень подробно остановилась на том огромном количестве неточностей и технических ошибок, которые были допущены в ходе досудебного расследования и не были устранены даже при передаче дела в суд. К примеру, якобы чисто техническая ошибка, когда в нескольких протоколах следователи вместо 7 тысяч долларов указывали 7 тысяч тенге, по мнению Даниаловой, имеют существенное значение.

Так же, как и отсутствие должной регистрации в ЕРДР второго заявления от Абдусаттарова в отношении двух тысяч долларов, которые он чуть позже занимал у дочери Тургунбаевой.

Адвокат обратила внимание суда на то, что сотрудники антикоррупционной службы слишком часто вступали в непроцессуальные контакты со свидетелем и активно уводили его из орбиты уголовного преследования, хотя тот изначально не скрывал, что взял часть денег для собственных нужд:

Абдусаттаров - бывший судья и действующий адвокат, почему-то сильно нуждался в консультации сотрудников антикоррупционной службы. С ними он с 17 января 2021 много раз созванивался и даже встречался. Почему следователь был уверен, что Абдусаттаров вернется на следующий день с заявлением в отношении Жангуттинова? Почему следователь не отразил этот момент в рапорте? Я считаю, что, скорее всего, Абдусаттарову чем-то угрожали, поэтому и были уверены, что он непременно явится на следующий день. Обратите внимание на его переписку с Тургунбаевой до того, как он написал заявление. Он же смело заявляет, что со всеми разберётся, что у него везде связи. И совсем иначе ведёт себя после того, как написал заявление. Мне кажется, что больше всего Абдусаттаров боялся, что ему придётся возвращать эти самые 25 тысяч долларов, которые он потратил на свои нужды.

Даниалова попросила суд обратить внимание, что частное постановление необходимо вынести не только по части привлечения Абдусаттарова к уголовной ответственности за мошенничество, но и в адрес антикоррупционной службы, допустившей значительные нарушения норм права при проведении досудебного расследования, а также в адрес надзорного органа, который не обязал устранить эти нарушения.

Если антикоррупционная служба так ведет дела в отношении судьи Верховного суда, то как они ведут досудебные расследования в отношении других подозреваемых? Мне кажется, что суд в данном деле должен проявить принципиальность, чтобы обеспечить верховенство права и защитить конституционные права граждан, - сказала адвокат.

Также она попросила вынести частное постановление в адрес департамента юстиции, чтобы приостановить у Абдусаттарова действие адвокатской лицензии.

Рассказала адвокат и о том, что ещё на стадии досудебного расследования было очевидно, что обвинения необходимо было предъявить Жангуттинову по статье 190 часть 3, а не часть 4. Но орган досудебного расследования упорно тянул дело именно на часть 4, хотя подсудимый готов был признать вину и заключить процессуальное соглашение. Да и прокуратура не хотела увидеть, что нет состава преступления по части 4. Сделка со следствием не состоялась, потому подсудимый отказался признавать свою вину.

Прошу вынести оправдательный приговор в отношении моего подзащитного, так как мы все убедились в ходе судебного разбирательства, что в деле имеются существенные нарушения уголовно-процессуального законодательства, - завершила своё выступление в прениях адвокат Даниалова.

В этот раз председательствующий по уголовному делу судья суда №2 района Байқоңыр города Нур-Султана Нурлан БАЯХМЕТОВ потребовал от гособвинителя, чтобы участники процесса постоянно видели его лицо в камере. До этого у прокурора получалась оправдываться тем, что ему не хватает шнура подзарядки.

Гособвинитель, наведите на себя камеру, чтобы я вас постоянно видел. И смотрите не в бок, а в камеру. Вы находитесь на судебном заседании. Это моё требование к вам! – заявил судья.

В репликах адвокат Владимир РУСИН обратил внимание суда на то, почему, в случае вынесения обвинительного приговора, его подзащитная может претендовать на отбывание наказания в колонии минимальной безопасности, а не средней, как просил прокурор.

Прокурор в репликах резко отреагировал на слова адвоката Даниаловой, в том числе о квалификации деяния Жангуттинова по части 3 статьи 190.

Сам подсудимый Жангуттинов в репликах предположил, что 6 февраля 2021 года Абдусаттаров должен был передать ему в "Детском мире" пакет с 10 тысячами долларов, чтобы следствие смогло закрепить доказательную базу по оплате аттестации и перевода Тургунбаевой. Но после того, как этого не случилось, пришлось давать 7 тысяч долларов 11 февраля.

Я 32 года ждал отставку, чтобы уйти на заслуженный отдых честным и справедливым судьей. Хотел помочь человеку вернуть деньги, а в итоге меня же и обвинили в получении этих денег. Я хотел, чтобы Абдусаттаров вернул деньги Тургунбаевой в моем присутствии, но он избегал встречи с Тургунбаевой, когда она приехала в Нур-Султан. За что я уже много месяцев сижу в следственном изоляторе? Я действительно хотел наказать Абдусаттарова. Хотел, чтобы он тоже понёс наказание, так как прикрывался моим именем. Я действительно попросил у него 7 тысяч долларов из его кармана. Хотел наказать его, а в итоге наказал себя. Я не знаю, как сказать. В этой части, уважаемый суд, я оставляю право принять решение на ваше усмотрение исходя из ваших личных убеждений. В остальной части прошу меня оправдать, так как других денег я не просил и не получал, - сказал в репликах подсудимый Жангуттинов.

Последние слова подсудимые произнесут на следующей неделе, после чего суд удалится в совещательную комнату для принятия решения.

Фото: Ⓒ Ratel.kz / Сергей Перхальский.