фото с сайта Ratel.kz

Житель Западно-Казахстанской области Манарбек КАЗЫБЕКУЛЫ почти полгода пытается возместить ущерб, причиненный ему в результате дорожно-транспортного происшествия, однако же и госорганы и полиция "футболят" его из ведомства в ведомство, и никто не хочет признавать свою вину, сообщает Sotreport.kz со ссылкой на Ratel.kz.

- Я предприниматель, занимаюсь дезинфекцией, работаю по госзакупкам. В феврале этого года мы поехали в Сырымский район отрабатывать заказ, день отработали и ближе к шести вечера решили заночевать в районном центре. Ехали по трассе "Аксай-Жымпиты" и попали в аварию: из-за гололёда и неровной дороги наша машина Chevrolet Cobalt слетела в кювет и перевернулась три раза. Хорошо, что ехали тихо, а иначе бы разбились насмерть. За рулём был мой сотрудник, ещё один сотрудник сидел на переднем сидении, а я сидел сзади. Сильных травм мы не получили, только у меня были ушибы. Но машину сильно испортили. 

Сеть там не ловит, но в машине сработала система "ГЛОНАСС", позвонила девушка-оператор и сказала, что вызовет все необходимые службы. В итоге "Скорой", оказывается, в Сырымском районе нет, приехала фельдшер из ближайшей деревни, и ближе к 11 часам приехала дорожная полиция. Хорошо, что также приехала моя сестра, мы грелись в ее машине, иначе бы мы там замёрзли бы столько ждать, - вспоминает события того дня Манарбек Казыбекулы.

По словам Казыбекулы, прибывший на место происшествия сотрудник дорожной полиции Сырымского района Рауан КУМАРГАЛИЕВ, обследовав место происшествия, сразу сказал зафиксировать всё на фото и видео и предупредил, что, поскольку авария случилась из-за гололёда и неровности дорог, ущерб будет взыскиваться с дорожников. А дорога там, по словам собеседника, действительно была покрыта льдом, хотя и дорогой это назвать сложно - асфальтового покрытия на ней нет.

- Меня увезли в Сырымскую ЦРБ, а водителя увезли в РОВД, на него заполнили протокол по статье 620 КоАП РК, якобы он не справился с рулевым управлением. А мне, поскольку по договору аренды я являлся хозяином машины, вручили все документы и сказали, что завтра узнают, кто отвечает за этот отрезок дороги, чтобы мы написали претензионное письмо. Я забрал машину и уехал спокойно. Через пару дней созвонились с Кумаргалиевым, он сказал, что у нас ответчик ТОО "Uniserv" - подрядчик по реконструкции дороги.

Но потом я нанял адвоката, он мне пояснил, что ТОО - это просто подрядчик, ответчиком должен быть балансодержатель дорог - управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог по ЗКО. Мы направили претензионное письмо в адрес управления, и 9 марта мне пришел ответ от них - что эта дорога находится на реконструкции у ТОО "Uniserv" и что в рамках реконструкции фирма-подрядчик должна содержать дорогу, - рассказывает Манарбек Казыбекулы. 

Но шоком для Манарбека Казыбекулы стала приложенная к ответу управления схема ДТП - она оказалась сфальсифицированной. 

- Получается, что через два дня после аварии на место выехал другой сотрудник Сырымской полиции - майор КАЗАХСТАНОВ, а также представители ТОО "Uniserv" и на копии оригинальной схемы ДТП, (которая была сделана в первый день и на ней стояли подписи водителя - А.Ш.), сделал пририсовки. Он сделал так, будто бы мы ехали по встречной полосе, а к нам на встречу ехала какая-то машина и мы, решив снова встать на свою полосу движения, перевернулись и упали в кювет. Это такой беспредел, и это полностью меняет суть дела! - говорит Манарбек Казыбекулы.

Читайте также: Увеличил показатели: в Атырау осудили полицейского за подделку протокола

Манарбек Казыбекулы написал письма в администрацию президента, генеральную прокуратуру и антикоррупционную службу в Астану. Но, как это обычно бывает, все письма спустили в область. То есть тем, на кого он, собственно, и жаловался. Но все же эффект от этого был - управление адмполиции ЗКО провело проверку и выявило ряд нарушений.

- Они выявили, что на моего водителя заполнили неправильно адмпротокол, его отменили и заполнили его на руководителя управления дорог по ЗКО Айдара МЕНЕЕВА - по статье 631 КоАП РК за ненадлежащее содержание дорог. Выяснилось, что все же сотрудник дорожной полиции должен был по приезду вызвать их и сразу же на них заполнить протокол. Майору Казахстанову и его подчиненному Кумаргалиеву вменили строгие выговоры. Также они фактически признали факт фальсификации схемы, но, поскольку она к материалам дела приобщена не была, не стали рассматривать этот момент. 

Кроме того, я ездил к прокурору Сырымского района БАЙМЕНОВУ, он в свою очередь вызвал этих двух полицейских. На вопросы прокурора Казахстанов отвечал так: "Меня ТОО "Uniserv" вызвал, сказал мне начертить схему, я начертил, сказал подписать - я подписал, сказали отдать оригинал - я отдал". Прокурор с него в шоке был, говорит: "Ты сотрудник полиции, почему тобой какие-то частники помыкают?!". А он ему в ответ: "Не знаю, у меня голова болела в тот день", - рассказывает Манарбек Казыбекулы. 

По словам мужчины, кроме всего прочего, руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Айдар Менеев обжаловал постановление о привлечении его к административной ответственности за ненадлежащее содержание дорог, и теперь он лишился ответчика. 

- Областной суд, отменяя это постановление, отметил, что Менеев не является субъектом ответственности, и сослался на договор между управлением и ТОО "Uniserv". Мы с этим не согласны, считаем, что ответственно именно управление: подрядчик может меняться каждый год, а балансодержатель дороги один. 

В итоге сейчас машина простаивает на стоянке. Общий ущерб самой машине у нас составил свыше 3,5 миллиона тенге, а также все это время я ежемесячно плачу по 300 тысяч тенге за аренду машины. Получается, по 300 тысяч я на ветер выкидываю. Сейчас я везде обращаюсь, везде пишу письма. Есть понимание, что госорганы и полиция по факту одно целое и они продолжат меня футболить, пока я не устану от этого всего и не сдамся. Но я намерен бороться на последнего, - говорит Манарбек Казыбекулы. 

В департаменте полиции Западно-Казахстанской области уверяют, что причиной аварии является несоблюдение водителем правил дорожного движения. 

- Причина аварии в несоблюдении водителем пункта 10.1 Правил дорожного движения, выразившееся  в ведении им транспорта без учета дорожных и метеорологических условий, со скоростью, не обеспечивающей возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения ПДД. Это повлекло опрокидывание автомобиля. Об этом свидетельствует схема дорожно-транспортного происшествия и зафиксированные следы шин бокового скольжения транспортного средства. 

Сотрудником Сырымского района при составлении административного протокола неправильно были квалифицированы действия водителя. Позже этот протокол был отменен. За ненадлежащее содержание дорог в зимний период собственник дорог - управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог по ЗКО - был привлечен к адмответственности. Однако суд дело прекратил, наложенное взыскание отменил. Апелляция также была отклонена. Департамент обратился в Верховный суд, - сообщили департаменте полиции ЗКО. 

В управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог также уверены, что во всем виновен водитель машины. 

- Наличие причинно-следственной связи между ДТП и действиями управления не было подтверждено. В ДТП виновен водитель. Да, действительно, в отношении руководителя управления Айдара Менеева был составлен протокол за ненадлежащее содержание дорог, однако же мы его отменили в судебном порядке. Дело в том, что по договору у нас эта дорога находится на реконструкции (стоимость реконструкции 15 млрд тенге - А.Ш.), подрядчиком является ТОО "Uniserv", и в рамках этой реконструкции подрядчик за свой счет должен содержать дорогу. В случае, если бы вина управления была бы доказана, тогда мы бы обратились в областное управление финансов для получения средств на возмещение ущерба, - говорит руководитель административно-правового отдела ведомства Наталья МАРКИНА.

Читайте также: Хищение 70 млн на ремонт дороги: суд отменил приговор в Актюбинской области

Стоит отметить, что, по словам Натальи Маркиной, за время ее работы в управлении дорог лишь один раз участник аварии смог взыскать с управления деньги. Ранее чиновница долгое время работала в АО НК "КазАвтоЖол", которое является оператором дорог республиканского значения, и за все время ее работы не было ни одного случая, когда с нацкомпании водители смогли бы взыскать ущерб.

Член общественного совета Западно-Казахстанской области, дорожник со стажем Азамат МУСИЛОВ считает, что и департамент полиции, и управление дорог в этой ситуации неправы и пытаются лишь снять с себя ответственность. 

- Я как общественник часто выезжаю на аварии на трассах, в том числе и на аварии со смертельным исходом в зимнее время. Дело в том, что сотрудники дорожной полиции абсолютно все аварии оформляют под одну гребенку: водитель не справился с рулевым управлением. На месте аварии я говорил этим полицейским - как можно справиться с рулевым управлением, если дорога не чищена, асфальт покрыт льдом, а обочина вся в снегу? А в ответ - тишина, они не могут дать мне вразумительного ответа. Дорожная полиция привыкла к одному и тому же шаблону и вбила себе в голову только то, что авария может случиться по вине водителя. Однако же вина может лежать на тех, кто довел дорогу до такого состояния, - говорит Азамат Мусилов. 

По словам общественника, согласно закону РК "Об автомобильных дорогах", в Казахстане есть оператор той или иной дороги: для дорог областного и районного значения - областное управление дорог, для дорог республиканского - АО НК "КазАвтоЖол". Именно они должны контролировать состояние дорог. То есть управление автодорог должно следить за тем, как их подрядчики ухаживают за дорогой, а "КазАвтоЖол" - за своим единственным подрядчиком - "Казахавтодор".

- На деле же чаще всего идет распил денег. Подрядчик якобы все почистил от снега, посыпал песчано-соляной смесью против гололеда, заказчик - подписал акты. Сотни миллионов тенге - положили в карман. Я неоднократно выезжал и видел эти фиктивные акты и за городом, и в городе. Да что там говорить, все эти страшные аварии со множеством смертей на трассе "Уральск-Атырау" (одна из самых опасных трасс в республике - А.Ш.по документам случались на абсолютно вычищенных трассах в идеальном состоянии. Вот так жадность и коррупция приводят к множествам смертей. 

Что касается дела Манарбека Казыбекулы и всех подобных аварий, случившихся по причине дорог, находящихся в плохом состоянии, то должно быть так: в суде должны присутствовать обе стороны. И водитель, и оператор дороги. В суде должно быть доказано, кто действительно виновен. Если виновен оператор дороги, он должен выплачивать ущерб, а потом уже в регрессном порядке по своему внутреннему договору взыскивать затраченное с подрядчика. Так должно быть по нашим, уже имеющимся законам.Что же касается ситуации с фальсификацией схемы ДТП, по моему мнению - это открытое лоббирование сотрудниками полиции интересов частной компании ТОО "Uniserv", чтобы увести их от ответственности, - говорит общественник. 

Читайте также: В Алматы осудили директора ТОО «Almaty Kuat»