Долгожданная трасса в ВКО Калбатау-Майкапшагай не будет достроена. Чиновники выставили подрядчику необоснованный (как утверждают строители) штраф более 2 млрд тенге, который может привести к консервации проекта, сообщает SotReport.kz.
Выставленный штраф от департамента экологии по ВКО приведет подрядчика к банкротству. При этом, уже сейчас китайская компания потратила на строительство дороги денег больше, чем государство ей заплатит после сдачи проекта в эксплуатацию. Всему виной недобросовестность казахстанского партнера - ТОО «СП КазГерСтрой». После того, как компания не выполнила обязательства проект был готов к консервации, но заказчик решил, что исправлять ошибки казахстанской компании будет китайский партнер. Вот последним и пришлось вкладывать в стройку собственные средства.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: БВУ закон не писан: Банк ЦентрКредит отказывается выполнять свои обязательства
К слову, сейчас проект находится на завершающей стадии и по графику подрядчик должен сдать дорогу в эксплуатацию уже в 2025 году. Но именно сейчас, сотрудники департамента экологии выставили компании самый большой за все время штраф – более 2 млрд тенге.
Так что, компании просто не выгодно завершать проект. А значит жителям нескольких населенных пунктов придется ждать такую нужную людям транспортную артерию еще несколько лет. Строительство этой трассы было начато еще в 2019 году, но, когда оно завершится теперь большой вопрос.
Последствия
Если стройку заморозят, государству придется снова подготовить проектно-сметную документацию, пройти соответствующие экспертизы и проводить новый тендер на строительство по актуальным ценам, то есть дороже. Все эти процедуры могут занять годы, не говоря уже о необходимости вложения дополнительных денежных средств. Стоит отметить, что и сейчас стройка идет на деньги, взятые у КНР.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Министерство экологии толкает бизнес на преступления
Важность трассы
Трасса должна соединить четыре района с населением более 150 тыс. человек и стать транспортным коридором, соединяющим Казахстан и Китай. В некоторых местах, эта трасса единственный способ для местных жителей связаться с «большой землей». Ведь подрядчик не только укладывает асфальт, но и строит мосты, соединяющие берега. Общая протяженность автодороги республиканского значения составляет 415 километров.
Предыстория
В 2019 году китайская компания China Xinxing Corporation в консорциуме с ТОО «КазГерСтрой» начала заниматься реконструкцией трассы «Калбатау-Майкапшагай». Но, представители казахстанского бизнеса выполнили лишь малую часть работы и с существенными нарушениями покинули проект. Поэтому в 2022 году все обязательства «КазГерСтрой» передали к китайской компании СиньСин.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Банк ЦентрКредит» тормозит строительство автодорог республиканского значения
Нарушение?
21 ноября 2024 года департамент экологии вынес постановление об административном правонарушении и привлечении китайской компании к административной ответственности по ст.328 ч.1 КоАП РК. Основанием для проведения внеплановой проверки стало обращение жителя города Усть-Каменогорск, который увидел, что в степи, в отдалении от города «на участке №9 выбросы производственной пыли в больших количествах». Местные экологи, конечно же отреагировали и проверили все участки китайской компании.
В период проверки, экологи сделали запрос по объему щебня, произведенном на дробильно-сортировочной установке (далее – ДСУ) на участке №10. Однако ответ подрядчика об отсутствии необходимости ввода оборудования в эксплуатацию, не устроил проверяющих.
Свои претензии они основывают на письме из Антикоррупционной службы. За два месяца до проверки экологов ведомство собирало сведения о работе китайской компании. И из всех полученных ответов, борцы с коррупцией обратили внимание на то, в котором строители предоставили (как они утверждают) не верные сведения. Все остальные письма с разъяснениями Антикор проигнорировал, и направил в департамент экологии «нужный».
Подрядчик пояснил, - ему не было смысла добывать щебень на участке №10, ведь другие территории покрывают все строительные нужды. Но, аргумент не был принят. И к концу 2024 года экологи выставили штраф в размере 2,578 млрд тенге. Но после продления сроков рассмотрения административного дела, сумма уменьшилась до 2,071 млрд тенге.
В суде
Дело рассматривается в Специализированном суде по административным правонарушениям Усть-Каменогорска, судьей Ержаном Акымбековым с начала декабря 2024 года. Заседания были отложены дважды по ходатайству экологов. Они ищут новые доказательства вины компании. При этом, административное производство по делу завершено еще в ноябре 2024 года.
На одном из состоявшихся заседаний выяснилось, что государственный экологический инспектор и руководитель департамента экологии не знают, как именно они вывели сумму штрафа. Так что попросили суд дать им время на подготовку.
Уйдя в поисках ответов, 24 декабря в деле появилось определение «Об описке». Так сумма штрафа снизилась до 1,337 млрд тенге. В документе экологи пояснили - «неверно указана сумма назначенного штрафа, допущена арифметическая ошибка при его подсчете, в расчете выбросов за 2023 год ошибочно указано количество горной породы 61 847 тонн/год, фактически количество горной породы составляет 14 174 тонн/год».
То есть, экологи, закрыв проверку, вынеся уже окончательное постановление по административному производству, спустя еще один месяц, выявили арифметическую ошибку на не скромные 733 млн тенге. Вышла маленькая ошибочка называется.
Пока остается непонятным как именно департамент вывел сумму штрафа сначала на 2 млрд тенге, а потом снизил до 1,3 млрд тенге, и понимают ли чиновники социальные последствия своих действий?
Следующее судебное заседание назначено на 10 января 2025 года, где суд поставит точку в этом споре, определив судьбу дальнейшего строительства долгожданной трассы «Калбатау-Майкапшагай» в Восточно-Казахстанской области.
Мы в социальных сетях