Адвокат Татьяна Ковылкина считает, что рассмотрение уголовного дела об «Астана LRT» прошло с нарушением правил состязательности процесса. Причина — выяснять и доказывать существенные моменты, влияющие на законное принятие решения по делу, было некому. Об этом она сказала в ходе прений, сообщает корреспондент ИА «NewTimes.kz» Татьяна Мозговых.
Фото взято с сайта total.kz
— Прокурор должен и обязан был предоставить все доказательства виновности подсудимого, обосновать их, отвечать на вопросы по допущенным процессуальным нарушениям досудебного следствия, поскольку поддерживает обвинение. Но он ни на один вопрос не ответил, и фактически состязательность происходила между адвокатами подсудимых путем подачи различных ходатайств суду. Суд тоже по ходатайству защиты Аманжулова не оказал содействия в вызове в суд свидетелей защиты из числа должностных лиц правительства и так далее. Таким образом, изложенные нарушения норм судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон просим суд признать существенными, прямо нарушившими права и законные интересы подсудимого Аманжулова, — сказала суду Татьяна Ковылкина.
Адвокат также отметила, чтоправосудие по делу об «Астана LRT» на стадии досудебного расследования осуществлялось с обвинительным уклоном, а в суде обвинительный уклон поддерживал гособвинитель. А про «законность и точное соблюдение требований Конституции РК и другие нормативные правовые акты гособвинитель не вспоминает или не воспринимает их должным образом, когда адвокаты на них ссылаются».
С чего началось дело об «Астана LRT»
По мнению адвоката Татьяны Ковылкиной, все началось с выступления Касым-Жомарта Токаева в октябре 2019 года. Тогда президент требовал разобраться в причинах долгостроя, спорного проекта линий ЛРТ, БРТ, ИТС. Он посчитал, что лица, предложившие строительство ЛРТ в Астане, должны ответить на вопросы контролирующих органов, и поручил разобраться с этим антикоррупционной службе, указав, что не нужно идти по «верхам». «В частности, руководители акимата когда-то тоже принимали решение, их подписи наверняка есть», — добавлял тогда президент.
— В то же время предварительной собственной внутренней служебной проверки в правительстве не было, в противном случае не было бы возбуждено уголовное дело. Антикоррупционная служба в буквальном смысле приняла данное поручение к исполнению и стала скрупулезно искать лиц, чьи подписи стояли на документах, касающихся принимаемых решений по проекту, — добавила она, напомнив, что на скамье подсудимых находятся люди, занимавшиеся разработкой проекта и не имеющие никакого отношения к его реализации.
Читайте также: Подсудимые по делу об «Астана LRT» выступили с последним словом
Она отметила, что антикор не стал искать виновных среди высокопоставленных чиновников, занимающих в том числе и политические позиции. Но именно они, по ее мнению, выносили постановления и давали поручения, осуществляли контроль за проектом, принимали все ключевые и ответственные решения без акимов города, его заместителей, руководителя специализированного ТОО «Астана LRT» и его заместителей.
Читайте также: Жена подозреваемого по делу об «Астана LRT»: Антикор сдержал свое обещание состряпать дело
— И, как ни странно, вопреки логике и здравому смыслу, нашли таких людей, часть которых сейчас находится на скамье подсудимых, в том числе в лице руководителя управления транспортом и автомобильных дорог города Аманжулова. Он ничего, в принципе, противозаконного не делал, но его подписи, вполне легитимные, стояли на некоторых документах, так или иначе, связанных с подготовкой документов к реализации проекта, — заявила Ковылкина.
Претензии к обвинению
По ее словам, документы, подписанные в правовом поле, по надуманным причинам обвинения вышли из этого правового поля и перешли в разряд незаконных.
— В чем мы удостоверились как на следствии, так и в суде, — продолжила адвокат. — Образно говоря, обвинение вместо полноценного уголовного дела фактически направило в суд «тело без головы и без рук», переложив бремя ответственности за свои незаконные действия на суд, которому предстоит решить, признать ли «тело» в таком виде виновным или нет.
Она еще раз обратила внимание суда на то, что в деле должны были участвовать должностные лица, от которых непосредственно зависел проект, его финансирование, подготовка и непосредственно реализация. А это правительство, министерства транспорта, финансов и экономики, республиканская бюджетная комиссия, депутаты.
— Я не говорю, что все эти лица что-то делали умышленно, во вред обществу и государству, нет, наоборот. Я только хочу сказать, что никого из них обвинение не допросило, отказал в этом нам и суд, и они не ответили на вопросы, о которых говорил президент. Тогда как защита постоянно требовала этого от следствия и прокуратуры, обращалась с ходатайством и к суду. Уважаемый суд, как видите, без «верхов» никоим образом невозможно решить и понять все ключевые вопросы, связанные с удорожанием стоимости проекта, обоснованностью и целесообразностью его строительства, а «низы» не имели полномочий на принятие этих решений. Тогда какой с них в данном случае спрос? — задалась вопросом защитник.
Она также напомнила, что постановление правительства и главы государства дали старт для реализации проекта «Астана LRT». При этом решение создать линию легкорельсового транспорта в Нур-Султане поставило всех в ступор. Такие проекты в республике не реализовывались. Вопросы пытались решать в ходе обсуждений, искали лучшие варианты реализации. В итоге Нурсултан Назарбаев и правительство одобрили инициативу привлечения в проект специалистов международного уровня с опытом работы в аналоговых проектах.
— Их консультационные услуги, услуги технического надзора и участие в проектировании и разработке ПСД проекта, а затем и контроль за работой по адаптации, расчеты затрат по международным еврокодам принесли положительные результаты. Это в суде подтвердили свидетели и подсудимые. Из-за внедрения в проект необходимых дополнительных услуг произошло удорожание стоимости проекта, и это логично. Почему-то данные факты обвинением умышленно замалчиваются, хотя имеют прямое и непосредственное значение для дела.
Изучив материалы дела, выслушав гособвинителя, невольно напрашивается вывод: данный проект нужен был в первую, во вторую и в третью очередь только Султанбекову и Ардан. А они в свою очередь не хотели и не намеревались его строить. Их цель была получить под него бюджетные деньги и присвоить. И никому этот проект больше не был нужен. Но ведь это полнейший абсурд от начала и до конца, — поделилась своим мнением защитник.
Адвокат Ковылкина, как и другие защитники, попросила суд досконально разобраться при вынесении обвинительного акта в том, как шла подготовка проекта и что произошло с ним в итоге.
Напомним, по делу об «Астана LRT» на скамье подсудимых оказались семь человек: бывший начальник управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог столицы Рашид Аманжулов, бывший депутат и секретарь маслихата Нур-Султана, экс-руководитель ГУ «Управление экономики и бюджетного планирования города Астаны» Жанат Нурпиисов, экс-председатель правления АО Astana Innovations Талгат Ашим, а также сотрудники разных предприятий: Улугбек Ачилов, Тимур Касабаев, Дулат Мусенов, Даурен Абдыхамитов.
Организаторы (по версии следствия) преступления — бывший заместитель акима столицы Канат Султанбеков и экс-глава «Астана LRT» Талгат Ардан находятся в международном розыске.
Аманжолову, Нурпиисову и Ашиму вменяют в вину проведение экспертиз ФЭО, ТЭО, конкурсов для реализации проекта линии ЛРТ, Ачилову, Абдыхамитову — работу в консорциуме с иностранными компаниями. Касабаев, Усенов обвиняются в том, что занимались обналичиваем денежных средств.
Судебное следствие завершилось. Судья огласит приговор после обеда 28 апреля.
Мы в социальных сетях