Иностранные компании, которые, по мнению следствия, являлись пособниками бывшего заместителя акима столицы Каната Султанбекова и экс-главы «Астана LRT» Талгата Ардана, так и не вышли на связь с журналистами и адвокатами. Поэтому  узнать их позицию относительно обвинений со стороны казахстанских правоохранительных органов не удалось, пишет корреспондент ИА «NewTimes.kz» Татьяна Мозговых.

Дело «Астана LRT»: Знают ли иностранные компании, в чем их обвиняют?

Фото: ИА «NewTimes.kz»

Напомним, по делу «Астана LRT» проходят бывший начальник управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог столицы Рашид Аманжулов, бывший депутат и секретарь маслихата Нур-Султана, экс-руководитель ГУ «Управление экономики и бюджетного планирования города Астаны» Жанат Нурпиисов, экс-председатель правления АО Astana Innovations Талгат Ашим, а также сотрудники разных предприятий: Улугбек Ачилов, Тимур Касабаев, Дулат Мусенов, Даурен Абдыхамитов. Всех их обвиняют в хищении 5,8 млрд тенге. Подсудимые вину свою отрицают.

Организаторы (по версии следствия) преступления — бывший заместитель акима столицы Канат Султанбеков и экс-глава «Астана LRT» Талгат Ардан находятся в международном розыске, однако дело в отношении них, как выяснилось в ходе судебного следствия, не было возбуждено.

Главные пособники (по версии того же следствия) – иностранные компании, выступавшие лидерами Консорциумов. По закону иностранцы не могут работать в Казахстане без участия в проектах местных компаний. Для этого создавались Консорциумы, где лидерами всегда были зарубежные фирмы (французская SYSTRA, испанская TYPSA, турецкая «Бюро Веритас»).

Примечательно, что за весь период расследования уголовного дела о разработке проектной документации для строительства ЛРТ, БРТ, ИТС, следствие не смогло взять показаний у представителей этих иностранных компаний, зато в обвинительном акте уверено заявляет, что они пособники.

Читайте также: Дело об «Астана LRT»: Следствие считает, что иностранные компании помогали воровать бюджетные деньги

Чтобы узнать мнение иностранцев адвокаты еще в 2020-м году направили обращение в адрес этих компаний. 4 февраля 2021 года наш корреспондент обратился в компанию SYSTRA с просьбой дать интервью и рассказать о позиции компании. В своем запросе, журналист довольно детально описал ситуацию и суть обвинений.  26 февраля нам ответил некий Сидони Легранд: 

«Привет,

В настоящее время я отсутствую, но приму к сведению ваше электронное письмо, когда вернусь, в среду, 3 марта. В случае возникновения чрезвычайной ситуации команда Oxygen свяжется с вами в ближайшее время».

Других ответов не последовало. Зато, 27 апреля 2021 года, за день до оглашения приговора, судья Кажымукан Мекемтас возобновил судебное следствие с официальной причиной выяснить детали по арестованному имуществу подсудимых. На деле же оказалось, что это был идеальный момент для гражданского истца — ТОО «Сity Transportation Systems» (ранее ТОО «Астана LRT») для изменения своих претензий, которое попросило суд не учитывать в качестве гражданских ответчиков иностранные компании.

В мае 2021 года адвокаты снова направили запрос в адрес иностранных компаний, с просьбой хотя бы прокомментировать предъявленное обвинение, с указанием на роль каждой из указанных компаний в якобы совершенных преступлениях. Ответов не последовало. При этом, очевидно, иностранцы знают о предъявленных к ним обвинениях, но почему-то не переживают.

Первый иск по делу

Первый иск по этому делу был подан компанией SYSTRA в адрес ТОО «Астана LRT» в 2017 году. Тогда французы требовали выплатить им «316 436 175 тенге, из них неустойки 57 832 164 тенге и 222 940 369 тенге в качестве убытков понесенных вследствие курсовой разницы». Но суд они проиграли. Примечательно, что решение тех судов вошли в текст обвинительного акта по этому делу.

2 октября 2017 года было подано обращение от временно исполняющего обязанности председателя правления ТОО «Астана LRT» Жанны Акжановой о привлечении к уголовной ответственности «руководителя товарищества (Талгат Ардан) и членов Консорциума, «так как существует угроза (покушение) нанесения материального ущерба товариществу». Причина – гражданский иск от компании SYSTRA в адрес ТОО «Астана LRT».

Исчезнувшие деньги

Вопрос исчезнувших вместе с АО «Астана Банк» денег в ходе суда затрагивали, но внимания не акцентировали. А зря. Очень интересно, кто решил разместить 208 млн долл на депозите ликвидированного банка, и почему размещая деньги ТОО «Астана LRT», этот кто-то нарушил все правила?

Читайте также: «Астана LRT» и Банк Астаны: Почему заемные деньги оказались в ликвидированном банке

Об этом в суде рассказывала та де Жанна Акжанова, которая проводила аудит компании с августа 2016 года по январь 2017-го.

— Меня интересовали текущие статусы по всем вопросам строительства. Первое – деньги, размещенные в «Банк Астаны». Обнаружили нарушение в том, что не было положения по управлению активами компании. Мы его разработали совместно с управлением пассажирского транспорта, где описали точные требования по разделению активов по аспекту привязки к рейтингам банков, банковским показателям, — рассказала в суде Акжанова.

В ходе своего выступления она отметила, что сам факт размещения заемных денег для строительства ЛРТ в «Банк Астаны» — нарушение. Ведь размещая средства, необходимо было выбирать финансовые инструменты и институты с минимальным риском.

— Мы понимаем, что это разделение активов 30-30-30. Нельзя разместить деньги в банке, капитал которого в несколько раз меньше самого размещения, что было в этом случае явно видно. Пруденциальные нормативы (все критические значения, которые должен выполнять банк для обеспечения своей устойчивой деятельности: это показатели капитала, показатели ликвидности – прим. авт.), соблюдение всех норм именно банка принимающего на размещение активов. Решения, принятые ранее органами, они не ссылались ни на какие документы. Мы издали такой документ и на его основе было предложено разместить деньги в разных банках.

Сам анализ контракта по привлечению денег с китайского банка. Были вопросы, чтобы уменьшить ставки резервирования, кредита, изменению валюты. Эти переговоры и начали с китайским банком. Мы понимаем, что во всех сделках банк размещения выбирает и банк финансирующий. Если мы даем какой-то размер депозита, который резервирует погашение…система работы иностранных банков такая.

Если мы хотим погасить кредит – мы должны заранее деньги обеспечить на счете. Китайский банк должен был быть основным регулятором банка, на тот момент выбрали «Банк Астаны». Мы во всех письмах писали, что просим изменить банк. Для этого мы издали положение, — сообщила в суде Акжанова, но как мы знаем, деньги  «Астана-LRT» из «Банк Астаны» так и не были выведены.

Судебное следствие закончилось. Оглашение приговора состоится вечером 28 мая 2021 года.