Шнар Муктарова полностью возместила ущерб по уголовному делу, суду она сказала, что почти миллиард тенге просто лежал на счёте с момента перечисления, передает Sotreport.kz со ссылкой на Ratel.kz.
Шнар МУКТАРОВА была в розыске несколько лет, её подозревали в незаконном получении дивидендов на сумму 920 млн тенге у компании "Оператор РОП". Там она числилась в качестве учредителя. Когда у РОП начались проблемы, женщина исчезла из страны. Её задержали в аэропорту Дубая летом 2023 года при содействии Интерпола, она собиралась вылететь в Турцию. Топ-менеджеры ТОО "Оператор РОП" во время суда по их уголовному делу назвали Муктарову домработницей Алии НАЗАРБАЕВОЙ.
Муктарова не давала показаний в ходе следствия, а в суде признала вину, возместила весь ущерб одним траншем, она отказалась оспаривать доказательства по делу. Поэтому процесс прошёл в упрощённом порядке.
- По существу дела… я буду читать, немножко это, если что - извините. Я очень сильно волнуюсь, - срывающимся голосом начала Муктарова, свои показания она записала на листе бумаги заранее.
- Не волнуйтесь, - с сочувствием ответил судья Ибрагим АЛЬКЕНОВ.
- Могу пояснить, что вину в предъявленном обвинении признаю в полном объёме. В совершённом преступлении раскаиваюсь, - после этих своих слов подсудимая начала плакать, но взяла себя в руки. - По материалам дела могу пояснить, что точный год не помню, я работала в городе Алматы, в Luxor (возможно речь идёт об элитном фитнес-клубе) в 2013-2015 годы. Я познакомилась с Свитланой КОРОТЕНКО, после чего указанное лицо предложила мне осуществить предпринимательскую деятельность, стать участником ТОО. На данное предложение согласилась. Свитлана Коротенко подготовила все документы, которые я подписала, - сказала Муктарова.
Свитлана Коротенко отбывает срок по другому уголовному делу "Оператор РОП", она руководила этим ТОО. Судом было признано, что вместе с другими соучастниками она планировала растратить 180 млрд тенге государственных инвестиций на строительство 6 мусоросжигательных заводов в Казахстане. Также суд признал, что они похитили 26,8 млрд тенге, оплачивая услуги аффилированных компаний по завышенным ценам.
- С февраля 2016 года по январь 2022 года, являлась участником ТОО "Оператор РОП", с сентября 2015 года по настоящее время являюсь директором ТОО EcoWasteSolution, - опять заплакала Муктарова. Адвокаты попросили её взять себя в руки, потому что речь стала сбивчивой.
- В феврале 2017 года Коротенко сказала о необходимости проведения собрания с участниками ТОО "Оператор РОП" для рассмотрения вопросов распределения дивидендов. Поскольку я не знаю тонкостей законодательства, я была уверена в законности процедур и согласилась, подписала ряд документов. Какие именно - не помню. В 2017, 2018 годах получала дивиденды на сумму 920 млн тенге на расчётный счёт ТОО EcoWasteSolution, где я являюсь учредителем.
Она пояснила, что в 2021 и 2022 году уехала заграницу, потому что ей требовалась операция в Арабских Эмиратах. До этого у неё выявили онкологию, такой диагноз ей поставили в Казахстане, арабские врачи его подтвердили и провели операцию.
- Вину свою полностью признаю, но что меня ищут, я не знала. Меня вернули в Казахстан, я добровольно вернулась в Казахстан, - сказала Муктарова. Действительно ли она могла не знать, что находится в розыске, сомнительно. Поскольку у неё здесь двое детей, внуки и престарелая мать.
- Полностью свою вину признаю, больше не хочу участвовать в такой деятельности.
- Это было добровольное решение - погасить ущерб? - спросила у подсудимой её адвокат МАЛЮКОВА.
- Да, и вообще эти деньги, они никуда не уходили, они были на счету, мы никогда ничего не использовали, - пояснила Муктарова.
Она переложила всю вину на Свитлану Коротенко, что это якобы она пригласила её в компанию в качестве учредителя, а также по её указанию она подписывала документы, в том числе о дивидендах.
- Никаких намерений у меня не было. Я думала, что вот это всё экологическое полезно для Казахстана. Никогда я в жизни и не делала бы эти вещи. Я что - знала? - заплакала Муктарова в ответ на вопрос прокурора.
- Поскольку вы свою вину признаёте, вы признаёте, что незаконно получали данные дивиденды? - переспросил судья Алькенов.
- Ну, признаю, - севшим голосом сказала Муктарова. Было понятно, насколько тяжело ей даются эти слова.
Читайте также: Экс-учредитель «Оператора РОП» выплатила ущерб в 920 млн тенге
Экологическим кодексом получение дивидендов не предусмотрено, поэтому, несмотря на форму организации компании, Муктарова не имела права подписывать такие документы и получать деньги. По словам адвоката Малюковой, это было решение самой подсудимой - признать вину, после того как она ознакомилась с материалами дела. Аудиторские проверки и прочие заключения убедили подсудимую в собственной виновности. Однако на первом заседании защита планировала подать ходатайство о прекращении дела. Что произошло в отрезок между предварительным заседанием и главным судебным разбирательством, мы не знаем. Тем не менее, стоит отметить, что с материалами дела сторонам положено знакомиться до начала заседаний. Таким образом, либо Муктарова не была готова к суду, либо обстоятельства каким-то образом изменились.
- В содеянном раскаиваетесь? - спросил судья.
- Раскаиваюсь, правда, раскаиваюсь, - плача ответила Муктарова. Больше к ней вопросов не было. К сожалению, из-за упрощённого порядка, мы не услышим показания Свитланы Коротенко. Скорее всего у неё была бы совсем иная версия и куда более интересная, в том числе и про участие Алии Назарбаевой. Есть в этом какой-то смысл, вновь не трепать имя дочери первого президента, как это было в деле "Оператор РОП". В том уголовном процессе подсудимые чувствовали себя преданными Назарбаевой, поэтому, не стесняясь, рассказывали про её участие в делах. Руку приложил даже арестованный к тому моменту Карим МАСИМОВ, он сообщил суду, что по указанию НАЗАРБАЕВА оказывал содействие по проекту, всё, что касалось "Оператор РОП", шло с пометкой – для служебного пользования.
Шнар Муктаровой предъявлено обвинение по двум статьям: 28 часть 3 и 189 часть 4 пункт 2, это организация преступления и хищение денег в особо крупном размере, что грозит лишением свободы на срок от 7 до 12 лет. К прениям стороны приступят на этой неделе, тогда же станет известно, какое наказание запросит прокуратура.
Читайте также: В судебном «поединке» чиновник выиграл у боксёра
Мы в социальных сетях