В Алматинском специализированном межрайонном суде по уголовным делам завершился допрос подсудимых по захвату аэропорта во время январских событий, сообщает Sotreport.kz со ссылкой на Orda.kz.
Сегодня на судебном заседании допросили оставшихся подсудимых: Жанайдара Карменова, Ермухамета Шилибаева и Нурлана Далибаева. Им вменяют часть 2 статьи 272 УК РК «Участие в массовых беспорядках», а также часть 3 статьи 269 УК РК «Нападение на здания, сооружения, средства сообщения и связи или их захват». Кроме этого, Далибаеву предъявлено обвинение по статье 200 «Незаконное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения».
Первым допросили Жанайдара Карменова. Ранее некоторые свидетели узнавали его, они особенно помнили, что он носил бейджик сотрудника аэропорта. Например, исполняющий обязанности директора филиала «КазАэроНавигации» Мухтар Шакенова без запинки описал, во что был одет Карменов. Старший диспетчер Олег Назаров сказал, что Жанайдар Карменов заявил, что грядут перемены, власть меняется.
Читайте также: Защита Кудебаева добивается рассмотрения апелляции в закрытом режиме
По словам Жанайдара Карменова, он 5 января с утра до вечера был в Талдыкоргане по семейным делам. Вернушись в Алматы, он собирался ехать на работу. Когда Карменов ехал по улице Желтоксан (бывшая улица Мира), он столкнулся с большим количеством людей. «Люди со всех сторон буквально валились на мою машину. Они были возбуждены», – вспоминает подсудимый.
«Когда я проехал от проспекта Абая 20–50 метров, дверь моей машины открылась. Человек в маске и капюшоне спросил у меня, свободен ли я. Увидев, что переднее сидение моей машины свободно, он сел в машину. Когда я хотел поинтересоваться, в чем дело, задняя дверь тоже открылась. У них разговор состоялся так, якобы мы едем в аэропорт. Спросили у меня: «Вы с нами или против нас?», на что я не знал, что ответить – я был в замешательстве. Кивнул», – рассказывает Карменов.
По его словам, злоумышленники были не местные. Он не мог видеть их лиц, потому что все они были замаскированы. Карменов лишь заметил, что у одного из ребят в руках был металлический предмет. Жанайдар Карменов остановился перед шлагбаумом аэропорта. Но пассажиры его не оставили.
«Они сказали мне следовать за ними на территорию аэропорта. В противном случае я мог остаться без машины», – сказал подсудимый.
Карменов рассказывает, что в сторону аэропорта ехали очень много машин. А когда шёл в сторону шлагбаума, он заметил что большинство людей находились под воздействием алкоголя и держали предметы, похожие на палки, трубы, арматуру и т. д. Подсудимый не помнит некоторые моменты в тот вечер, например, как он вышел на перрон и ехал в легковой машине в сторону РГП «КазАэроНавигация» или как у него оказался жилет с бейджиком сотрудника аэропорта. "У меня в голове в тот момент был такой сумбур…И больше всего переживал за автомобиль, который остался вдоль дороги среди толпы", – объясняет он.
«Я не знаю, как жилет оказался на мне. Говорят, что я якобы замаскировался, но у меня не было такого намерения, я даже не знал, что на мне этот жилет. Когда обратились ко мне по имени Айдар, только после этого я заметил, что на мне бейджик. Потом, в суматохе, я забыл, что он у меня есть», – сказал он, добавив что «толпа, которая была разогретая напитками, по всей видимости, подшутила так».
По словам Карменова, он не знал, что приехал в здание «КазАэроНавигации».
«Среди вошедших никто не вел себя агрессивно. Стоял шум, каждый старался что-то говорить, царил ажиотаж. Я предлагал провести инструктаж и попросил людей покинуть место, чтобы диспетчеры могли приступить к работе», – рассказывает он.
В какой-то момент руководитель полетов РГП «Казаэронавигация» Абдулкаим Рузиев, по словам подсудимого, подумав, что Карменов руководит незнакомыми людьми, попросил его вывести их.
«Я ему сказал, что ничего здесь не решаю и от меня ничего не зависит. Сказал: «Отключите вы свет, видите, что противостояние существует, не нагнетайте обстановку, всё равно аэропорт не работает». Он сказал, что свет уже отключен, аэропорт уже не работает. «Тогда в чём же дело? Продолжайте работать». На что он мне сказал: «Было бы хорошо, если бы вы остались здесь с нами». Я ему сказал, что не могу. Я покинул аэропорт около 21:25″, – вспоминает Карменов.
Читайте также: Cуд вынес приговор военнослужащему за расстрел семьи в Талдыкоргане во время Кантара
В отличие от других, Карменов не был в курсе о прибытии российских войск. А Нурлан Далибаев и Ермухамет Шилибаева приехали в аэропорт, как только услышали информацию, что из России направляются войска, чтобы стрелять в людей. Как они сами рассказывают, обвиняемые хотели воспрепятствовать прибытию войск ОДБК. Ими двигало чувство патриотизма и страх за свой народ.
Примечательно, что никто из свидетелей не указывал на Нурлана Далибаева. При этом на нём не было ни маски, ни шапки. По его словам, на территории аэропорта он пробыл не больше 15–20 минут и передвигался спокойно, ни с кем не разговаривал. А вот Шилибаев, по его словам, повышая голос, старался остановить людей, которые требовали обесточить аэропорт. И Шилибаев, и Далибаев рассказали о давлении со стороны следственных органов, их принуждали дать показания друг против друга, пообещав снять вменяемые им статьи.
На следующей неделе ожидаются прения.
«Очень много вопросов перед судом возникают. Было ли это событие? Причастны ли ваши подзащитные? Если причастны, в какой степени? Правильно ли дана юридическая оценка? Все эти вопросы я буду обязан рассмотреть в совещательном комнате. Для этого мне нужно время. Я должен вынести законно обоснованное решение. Это на меня возлагает закон. Каждый ваш довод я должен написать, проанализировать», – сказал судья Мартпек Какимжанов.
Судья, отметив, что у подсудимой Айгерим Тлеужновой мощная группа поддержки, попросил предупредить их не оказывать давления на дальнейших заседаниях.
Мы в социальных сетях