Фото: pixabay
5 октября в Казахстане запустили петицию с требованием к правительству повысить размер минимальной зарплаты до 90 тыс тенге. Выступая по этому поводу перед журналистами, один из инициаторов обращения — председатель Народной партии Казахстана и депутат мажилиса парламента Айкын Конуров — сравнил казахстанцев с героями нашумевшего корейского сериала «Игра в кальмара», где персонажи, пытаясь избавиться от долгов играли в детские игры, где на кону были их собственные жизни, передает NewTimes.kz
На самом деле в стране уже давно придумали свою игру — «Игра в коллектора», которая, как выяснилось, не менее опасна как для самих должников и их родственников, так и для тех, кто защищает их права в Казахстане.
«Мне позвонили, попросили оплатить долг по кредиту. Я объяснил, что заплачу, но мне сейчас трудно и могу ли я попросить облегчить условия. Они сказали, что нет, я обязан сегодня-завтра весь долг оплатить. Если не заплачу, то они уволят с работы всех моих родственников», — рассказывает Мухтар Еспаев, который задолжал банку 380 тыс тенге по кредиту.
Причиной задолженности стала серьезная травма ноги, а после восстановления мужчина долгое время не мог найти работу. Когда ему впервые позвонили с угрозами он подрабатывал заправщиком на АЗС, где получал 40 тыс тенге в месяц.
«Одному родственнику позвонили на работу с угрозами, другому — педагогу в школе угрожали, что отправят письмо директору. Еще позвонили сестре, которая ждала ребенка, и так ее запугали, что ей пришлось вызывать скорую. Что только они им не говорили, оскорбляли и унижали по-всякому», — делится мужчина.
Мухтар Еспаев стал жертвой коллекторов, которые используют довольно эффектный способ для выбивания банковских долгов. Они запугивают должников и их родственников, прикрываясь именами реальных полицейских и частных судебных исполнителей, так как по закону за это нет никакой ответственности. И это только один из примеров широкого арсенала методов, которыми они пользуются для того, что надавить на жертв своих издевательств, говорят юристы.
Большинство из них остаются безнаказанными, потому что их целью становятся должники, чья юридическая неграмотность дает повод для подобных манипуляций. Но даже имея доказательства, привлечь к ответственности недобросовестных коллекторов не так просто. Почему так происходит разбирался корреспондент NewTimes.kz.
«На вас поступило заявление...». Зачем коллекторы прикрываются ЧСИ и полицейскими?
«Все началось в марте этого года. Какие-то люди из неизвестной мне коллекторской компании звонят гражданам по всему Казахстану. Один из них представляется мною, частным судебным исполнителем Сериккалиевым, а другой следователем ДВД Сабыржаном Сексенбаевым. Потом пострадавшие люди находят мои контакты в Интернете и звонят с жалобами», — объясняет ЧСИ из ВКО Айдар Сериккалиев.
Разговоры почти всегда начинались примерно так: «Я, следователь из полиции, на вас поступило заявление от частного судебного исполнителя. Имеется ли у вас задолженность перед банками или государством?». Далее жертве предлагают «решить вопрос напрямую» и дают номер телефона другого коллектора, который представляется частным судебным исполнителем и требует погасить долг.
«Я решил выяснить, кто эти люди. В первую очередь, я позвонил по тем номерам, с которых они звонили пострадавшим. Спрашиваю: «Почему вы представляетесь от моего имени? Я и есть Сериккалиев», но мне ответили, что они ничего об этом не знают и повесили трубку. Потом я еще раз позвонил им, но представился должником, мне ответил человек, который представился мной. Я спросил куда можно подъехать для личного разговора, дали адрес одного из бизнес-центров, но там никого не было. Получается, что их еще никто не смог поймать, потому что они не называют свои настоящие имена и дают несуществующие адреса. Действуют только по телефону», — рассказывает он.
В общей сложности, по словам Сериккалиева, к нему обратилось уже девять человек с жалобами на коллекторов, которые прикрываются его именем. Остановить поток звонков от пострадавших, как отмечает судебный исполнитель, удалось только после того, как было отправлено официальное письмо в банк.
«Вначале я подумал, что кто-то хочет испортить мне репутацию, но после того, как я отправил официальное письмо в банк с просьбой разобраться, звонки от пострадавших прекратились. Но несколько недель назад и буквально вчера мне снова звонили люди с жалобами, что я им якобы угрожал. Я объясняю людям, что им звонили коллекторы, которые представляются мои именем, а их задолженностями я никогда не занимался», — недоумевает частный судоисполнитель.
Дело в том, что частные судебные исполнители в Казахстане имеют полномочия накладывать аресты на банковские счета, запрещать выезжать гражданину из страны или проводить операции с недвижимостью. У коллекторских агентств таких полномочий нет. Они могут только обзванивать должников. Прикрываясь ЧСИ, они запугивают людей, пытаясь не взыскать долг по закону, а именно выбить деньги из должника, считает заместитель руководителя региональной палаты частных судебных исполнителей Нур-Султана Мадина Жанасаева.
«При этом у людей складывается впечатление, что это судоисполнители такие. Но на самом деле это коллекторы, которые постоянно ищут варианты, как надавить на клиента. Настоящие судебные исполнители никогда не будут присылать угрожающие сообщения, а тем более материть или запугивать человека, потому что за это их лишают лицензии, и они больше никогда не смогут заниматься этой деятельностью», — отметила она.
Возможной причиной, почему коллекторы выбрали имена Айдара Сериккалиева и Сабыржана Сексенбаева может-быть то, что частный судебный исполнитель возглавлял рейтинг лучших по Восточно-Казахстанской области, а полицейский из Алматы в прошлом году был признан самым лучшим следователем в республике.
«Приезжайте, я хотя бы увижу кто вы». Как выбивают долги по кредитам через родственников?
Еще одной жертвой издевательств лжеполицейского и ЧСИ стала школьный учитель из Нур-Султана Гульшат Жанулова, которая никогда не имела просроченных задолженностей перед банками. Коллекторы в течение двух месяцев пытались заставить ее выплатить долг родственника.
«Мне позвонил мужчина, представился следователем из полиции, сказал, что на меня заведено уголовное дело за якобы хищение государственных денег. Я сказала, что работаю простым учителем и никакого отношения к государственному бюджету не имею. Он дал мне контакты судоисполнителя, чтобы я у него выяснила, какое дело на меня было заведено. После работы я позвонила по этому номеру, там мне сразу же ответили в очень грубой форме. Я объяснила, что звоню по поводу задолженности и уголовного дела, на что он мне сказали, что должен кого-то из родственников, а я являюсь гарантом и потребовал, чтобы в течение часа я внесла 1,5 млн тенге в банк и бросил трубку», — говорит педагог.
Сразу же после этого, рассказывает Гульшат Жанулова, ей позвонила девушка, которая представилась сотрудницей ЦОНа, и попросила приехать в одно из отделений центра иначе все ее счета будут заблокированы. Но приехав по адресу женщина выяснила, что такая сотрудница там никогда не работала. Она отправилась в отделение полиции, чтобы написать заявление, и в банк, где Гульшат подтвердили, что она не является гарантом ни по каким займам.
«Потом мне опять позвонил тот якобы следователь и сказал, что сейчас он приедет с оперативной группой, и чтобы я была дома. Я ответила: «Приезжайте, я хотя бы увижу кто вы», и позвонила в ДВД Карагандинской области, где мне сказали, что сотрудник с таким именем и фамилией у них не работает, и им уже звонили по поводу него», — вспоминает женщина.
По ее словам, от коллекторов страдали не только ее родственники, но и коллеги. Они звонили с угрозами и директору ее школы, и даже в управление образования города, а также в школу в Жезказгане, где Гульшат ранее работала.
«Почти два месяца они не давали мне покоя. Звонили и мужу, и дочке на работу, поэтому дома была очень напряженная обстановка. Все на нервах были из-за них, потому что они могли и ночью позвонить. Я практически не спала, постоянно думала об этой ситуации, переживала из-за чего у меня поднималось давление — все это, конечно, отразилось на моем здоровье. У меня есть ипотека и автокредит, но по ним я без просрочек плачу каждый месяц. У меня хорошая кредитная история, но кто-то из родственников должен банку. Я думаю, что коллекторы нашли где-то информацию о том, что я работаю и решили, наверное, выбить этот долг через меня. Надеялись, что я пойду и заплачу, чтобы все это прекратилось», — поделилась Гульшат Жанулова.
«Муть из 90-х». Почему недобросовестные коллекторы чаще всего остаются безнаказанными?
В 2019 году несколько человек под видом клиентом пришли в офис компании «Диктатура закона» и жестоко избили юриста Жасулана Рахимгалиева, который активно занимался защитой граждан, пострадавших от действий коллекторов. Инцидент получил широкую общественную огласку, а причастные к нападению лица были установлены и понесли наказание.
«Когда мы начали свою деятельность, то мы понимали, что эта муть идет из 90-х. Это та деятельность, которая находится в тени и отсутствуют жесткие инструменты для того, чтобы перевести эту деятельность в плоскость прозрачности и законности...Мы начали активно разъяснять права должников. И не перестаем повторять, что даже если у вас имеется задолженность, то это не является причиной, чтобы вас унижали, оскорбляли и тем более причиняли какой-то вред — ни моральный, ни физический. Как итог, мы думаем, что это не понравилось определенному контингенту, который, как говорят, работает «втемную», живут по понятиям и разбираются по привычному для них сценарию. И они применили такой же способ в отношении нас, юристов», — говорит Жасулан Рахимгалиев.
Причиной конфликта стало обращение девушки, от которой путем запугивания и угроз коллектор требовал выплатить долг по кредиту. Юристы рекомендовали ей вести записи разговоров, после чего они направили обращение в национальный банк РК, чтобы там выяснили в чьем распоряжении находится ее кредитный портфель. По итогу в отношении коллекторской компании вынесли предупреждение, по звонившему коллектору — за угрозы и оскорбления уголовное наказание в виде 100 часов общественных работ. К тому же клиентка получила материальную компенсацию в 150 тыс тенге.
«В этой ситуации, можно сказать, нам повезло. Когда мы начали освещать эту ситуацию в соцсетях и на интернет-площадках, то человек, который звонил этой девушке, позвонил и нам. В тот момент мы также зафиксировали все его звонки. Он допустил два проступка — это угрозы и оскорбления. В этой связи в ДВД было начато досудебное расследование, что позволило установить конкретное лицо, которое совершало все эти звонки», — отмечает юрист.
После случая с нападением и привлечения к ответственности коллекторов, по наблюдениям Рахимгалиева, количество звонков с жалобами на их деятельность значительно уменьшились. Юрист связывает это с тем, что многие банки расторгли договора с сомнительными агентствами, а вопросами их неправомерной деятельности занялась генеральная прокуратура, которая предложила внесли изменение в законы.
Однако ряд существенных проблем, по мнению юриста, так и остались нерешенными. Так, в нынешнем законодательстве не предусмотрена ответственность руководства компании, которое призвано осуществлять надзор и контролировать деятельность своих работников. Предупреждение — это максимальное наказание, которое может быть применено в отношении этих организаций. Коллекторское агентство могут лишить лицензии, если в течение года оно получит три предупреждения, но добиться этого, отмечает Рахимгалиев, не так-то просто.
«Для этого нужны благоприятные условия, когда у нас будет конкретное наименование коллекторского агентства, доказательство того, что звонит именно его работник. И с момента совершения этого административного проступка прошло меньше двух месяцев, то тогда можно привлечь к ответственности. Но опять же я понимаю, как в этом случае будут действовать органы полиции, которые в любом случае будут искать основания и письменные доказательства, что у этого коллекторского агентства есть нарушение. А это находится в ведении агентства по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР)», — говорит юрист.
Главная трудность, как отмечает Рахимгалиев, заключается в том, что в законах нет определенных сроков для рассмотрения подобных обращений. Как итог процесс затягивается на 30 и более дней, так как в госорганах в таких случаях предпочитают руководствоваться законом «Об обращении физических и юридических лиц». К примеру, на решение по делу, которое стало причиной нападения на юриста, потребовалось 9 месяцев, из которых четыре ушло на то, чтобы получить ответ из уполномоченного органа.
«Уровень пятиклассника». Как правильно наказать коллекторов и не стать их жертвой?
При угрозах и оскорблениях со стороны коллекторов, юрист советует, в первую очередь зафиксировать звонок, включив аудиозапись разговора. Зачастую это становиться единственным доказательством в подобных делах. Во-вторых, необходимо сделать так, чтобы звонивший хотя бы раз сообщил название банка, в пользу которого он работает. К примеру, вы можете спросить у него из какого банка и по какой конкретно задолженности он звонит, а также попросить продиктовать номер договора.
«Тогда АРРФР сможет привязать этот звонок к банку и запросить у него информацию в какой коллекторской компании находится кредитный портфель и все, дальше дело техники. Запрос будет направлен в коллекторное агентство, будет проведена проверка и тогда мы уже можем говорить о дисциплинарной ответственности. Понятно, что такие «шарашкины конторы» будут существовать до тех пор, пока мы сами не научимся различать и бороться с ними. По своей инициативе в агентстве не могут действовать, потому что для этого нужны жалобы, а если еще есть доказательства, то они с удовольствием будут защищать интересы граждан. Если вы правильно зафиксировали факты, проблема будет устранена. Не зафиксировали, то ждите следующего звонка», — говорит юрист.
Жасулан Рахимгалиев рекомендует, чтобы не стать жертвой необходимо всегда держать в голове три возможных сценария развития событий: во-первых, вам действительно могут позвонить из реального коллекторского агентства, во-вторых, звонит недобросовестный коллектор, который представляется полицейским или частным судебным исполнителем и в-третьих, с вами могут связаться мошенники.
«Если коллектор представляется сотрудником полиции. Мы может представить, что до этого он действительно там работал, и имея опыт, допустим говорит, что он сейчас завершает допрос с потерпевшим, поэтому вам необходимо явиться по такому-то адресу для дачи показаний. Человек, который никогда не имел таких проблем с законом, естественно, теряется в моменте и попросту начинает верить всему сказанному. В этой ситуации я бы рекомендовал записать ФИО звонящего и номер дела, потому что должно быть какое-то основание, а также адрес, где этот человек находится. После этого, прекратить разговор и позвонить на 102, попросив связать вас с тем сотрудником, который вам только что звонил, так вы выясните настоящий ли он полицейский», — говорит юрист.
При этом наказать человека, который представился по телефону полицейским, к сожалению, не получиться. В казахстанском законодательстве предусмотрена ответственность только за факты, когда злоумышленник предъявляет служебное удостоверения, либо надевает форму сотрудника внутренних дел.
«Сотрудники полиции здесь тоже ничего не могут сделать, потому что у них связаны руки. Эта проблема существует и актуальна. Что касается присвоения себе полномочий полицейского по статье 390 УК РК, то для этого нужны какие-то правовые последствия, то есть должен быть причинен какой-то ущерб, что в данной ситуации (с коллекторами — прим. автор) исключено», — подчеркивает Рахимгалиев.
Он отметил, что в стране нет ни одного примера уголовного дела по банковской задолженности, если это только не связано с мошенничеством или подделкой документов. Тем более, для вызова в полицию необходима официальная повестка установленного образца с печатью и указанием номер дела, кабинета следователя и его адреса.
«Если этого нет, а вы просто получили сообщение в WhatsApp или на телефон, то спокойно можете списывать это на попытку вас обмануть. Помимо этого, они пишут такие письма, которые подписываются чуть ли не председателем Верховного совета судей, и в этом документе указывают, что необходимо выплатить такую-то сумму в ту или иную организацию. На, мой взгляд, это уровень пятиклассника, когда ты садишься за компьютер и начинаешь фантазировать какие-то документы, отсылая их свои заемщикам. В тоже время я понимаю наше население, которое живет, к примеру, в сельской местности. Когда человек ни разу не видел образцы этих документов, и начинает верить тому, что ему предоставили. Условно там есть герб страны и для него этого уже достаточно, чтобы начать переживать. За такие факты действительно больно, прискорбно и обидно, что очень много неоправданных мучений получает наше население», — отмечает юрист.
Самое главное в общении с коллекторами, подчеркивает Жасулан Рахимгалиев, важно понимать, что эти люди всего лишь посредники, как менеджеры или медиаторы, которые должны путем наименьших усилий и благоприятных условий найти способ для погашения задолженности, то есть договориться, а не действовать угрозами и запугиванием.
Во-второй части нашего расследования мы разберемся по каким правилам работает рынок коллекторских услуг и сколько там можно заработать.
Мы в социальных сетях