Адвокатское сообщество выразило недовольство работой цифровых систем, таких как «E-Otinish» и «Қадағалау». Они сетуют, что из-за технических недоделок не удается вовремя получать ответы из правоохранительных органов. А порой и вовсе приходится «в ручном режиме» искать информацию о результатах их обращений. Поэтому они просят государство обратить внимание на проблемы и решить их, сообщает Sotreport.kz.
Как сообщила член Президиума Республиканской коллегии адвокатов Анара Кусаинова, адвокаты сталкиваются с техническими сбоями и «недоделками», что затрудняет защиту клиентов. Так, например, если запрос попадает в аналитическую систему прокуратуры Қадағалау, то оперативно узнать результаты обращения уже не получится. На сайте E-Otinish заявление будет значиться исполненным, но сам итоговый документ в системе не отображается.
- Большая проблема - это отсутствие корректной интеграции платформы «E-Otinish» с другими системами (Қадағалау, ОДО/ЕСЭДО и другими), к которым имеется доступ у государственных органов, но нет доступа у адвокатов, бизнеса, граждан. И в течение длительного периода времени данный вопрос не решается, - рассказала на пресс-конференции адвокат Анара Кусаинова.
Другой немаловажный момент – это сроки рассмотрения. В 2021 году «E-Otinish» создавали как платформу по административным делам в рамках, на тот момент, нового Административного процедурно-процессуального кодекса (АППК). Со временем туда добавили и другие кодексы. Однако, по словам адвоката Кусаиновой, платформа не справляется с другими видами обращений, из-за чего возникают трудности в работе.
Так, в случае с Уголовно-процессуальным кодексом имеются различные виды обращений – жалобы, заявления, ходатайства. И у каждого из них различные сроки рассмотрения - от 24 часов до 15 дней. Вот только в системе «E-Otinish», как только выбираешь УПК, обращение автоматически становится «заявлением», чей срок ответа составит 20 дней.
- В результате мы не получили оперативности в принятии решений по обращениям по делам, где напрямую затрагиваются конституционные права и свободы граждан и человека. И как на минуты, на часы идет счет времени когда нужно напрямую получить тот или иной документ, чтобы спасти человека от необоснованного, скажем так, задержания, заключения под стражу и так далее, - возмутилась Анара Кусаинова.
При этом, в МЦРИАП такое положение дел объяснили «злоупотреблением». Якобы некоторые люди, зная о различных сроках, умышленно называют свои обращения адвокатскими запросами. Поэтому МЦРИАП, по просьбе правоохранительного блока, передал им право на установление сроков рассмотрения всех видов обращений. В том числе и из системы «E-Otinish».
- МЦРИАП на слово, без какой-либо статистики и доказательств, это принял за основу, - считает адвокат. - Мое мнение: разработчик не захотел заморачиваться с таким функционалом, не пожелал вникать в существующие на законодательном уровне сроки.
К слову, адвокатское сообщество неоднократно жаловалось и на другие информационные системы, например, на работу Судебного кабинета. В сети регулярно возникают посты, где адвокаты сообщают о проблемах с доступом или невозможностью прикрепить тот или иной документ. При этом некорректная работа таких сайтов непосредственно влияет на возможность граждан защитить свои права. Например, обжаловать постановление или подать ходатайство.
— Все это усложняет работу адвоката по защите граждан. Государство ежегодно тратит миллиарды на разработку, развитие информационных ресурсов, сайтов. Но в итоге мы видим, что качество этих ресурсов не улучшается, - подчеркнул адвокат Аманжол Мухамедьяров. - Адвокат не может вовремя получить доступ к материалам уголовного дела, вовремя не может их изучить, вовремя не может заявить ходатайство в интересах своего подзащитного. В итоге это складывается, что нарушаются права гражданина, вовлеченного в орбиту уголовного преследования.
Адвокатское сообщество призывает Комитет по правовой статистике и Министерство цифрового развития обратить внимание на проблемы и устранить их. Ведь цифровизация процессов была именно для оперативного принятия решений в государственных аппаратах, а также для дебюррократизации. Ведь на данный момент создается впечатление, что госорганы не заинтересованы в решении проблемных вопросов, а правоохранительные структуры намеренно «пользуются» техническими недостатками систем.
Читайте также: Задолженность в 1 тенге: в Казахстане пересмотрят условия блокировки счетов
Мы в социальных сетях