фото из открытых источников

17 лет борьбы с продажей табачных изделий несовершеннолетним показала, что государство борется не с тем. Вместо того, чтобы реально контролировать ритейл, власти Казахстана регулярно выпускают новые запреты, которые как мы видим из практики не работают.

Пытаться контролировать потребление табачной продукции казахстанское правительство начало в 2006 году, когда была ратифицирована Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака. То есть республика взяла на себя обязательства и была обязана их выполнять.

Тогда закон устанавливал запрет продажи сигарет лицам до 18 лет; поштучную продажу, ограничение курения в определенных общественных местах, запрет наружной рекламы и рекламы в печатных изданиях, на ТВ и радио, повышение акцизов на табачные изделия на 30% в течение 2009-2011 годов.

В 2012 году, эксперт Сералиева, изучив эффект борьбы с табакокурением выдал рецензию:

Необходимо отметить и проблемы, не позволяющие в полной мере повлиять на снижение распространенности табакокурения:

  • Первое, это низкие цены на табачную продукцию, обусловленные низким уровнем акцизов. На сегодня акцизы на табачные изделия в стране составляют менее 20%, при рекомендуемых Европейским Союзом – 70% и более;
  • Второе, несовершенный механизм наложения штрафов (необходимость составления протокола, ожидание решения суда) и низкий уровень штрафов за нарушение запретов курения в общественных местах (1 МРП);
  • Третье, несоблюдение антитабачного законодательства в части запрета продажи табачных изделий лицам до 18 лет, поштучной продажи сигарет. Рейды по соблюдению антитабачного и антиалкогольного законодательства проводятся регулярно только в Павлодарской, Алматинской, Актюбинской областях и г. Алматы.

Поэтому, каждый молодой человек должен знать, что курение влияет не только на здоровье, но и на окружающую среду, и это должно быть заложено в сознании человека – в частности то, что борьба с курением зависит от каждого из нас, - писала в своей работе специалист А. Сералиева

Сегодня можно смело сказать, - с сознанием людей у борцов с зависимостями как раз и не получилось. Подростки продолжают курить, а продавцы продавать им табачную продукцию. И хотя стоимость пачки табачных изделий, как рекомендовали западные эксперты, увеличили. Но привело это к обратному эффекту – в стране появился теневой рынок табачной продукции. А это значит, что вокруг табачного бизнеса появились целые преступные группировки, которые игнорируют законы: не платят налоги (в 2017 году бюджет недополучил порядка 12 млрд тенге) и продают сигареты детям.

В целом по статистике, каждый процент табачного рынка, оказавшегося в тени, стоит казне порядка 1,7 млрд тенге неуплаченных акцизных налогов. При том, что этот процент ежегодно растет. Кроме того, очевидно, что организованные преступные группы, это не только ущерб бюджету, но и опасность для государственности в целом. Ведь бороться с такими мощными ОПГ всегда сложно, особенно если их «крышует» кто-то из власти и силовых структур, что обязательно встречается в таких схемах.

Читайте также: Расцвет преступности и потери бюджета: Возможные результаты повышения акциза на стики

А еще очень важно – поддельные сигареты могут подвергнуть здоровье человека серьезному риску. Ведь на «серых» производствах никто не контролирует соблюдение санитарно-эпидемиологических норм. А потому, в составе табачных изделий могут оказаться экскременты крыс, мусор, металлические опилки, высокое содержание свинца и кадмия. Это помимо того, что табак и никотин в принципе вредны для здоровья.

В последнее время, власти бросили все силы на борьбу с системами нагревания табака, рассказывая, как вредно курить. Но почему правительство и депутаты не борются так активно с классической табачной продукцией и нелегальными поставками сигарет в Казахстан? Ведь если проследить их логику борьбы последних лет получается, что кальяны, СНЮСы, вейпы и стики, это очень вредно (хотя несмотря на запреты все продолжает работать), а вот курить сигареты можно. Хотя именно в сигаретах и скрыта наша привязанность к табаку.

Еще в конце 40-х годов прошлого века гениальный маркетолог и племянник Зигмунда Фрейда Эдвард Бернейс придумал как заставить весь мир курить сигареты. А все его «фишки» по работе с подсознанием работают до сих пор, убеждая нас что курение, например, успокаивает. И хотя ученные давно доказали, что это не так, наша иррациональная убежденность никуда не исчезает. Так что, если уж бороться с курением, то тотально. Не делая разделений на современные системы потребления табака и сигареты.