фото: Ratel.kz

На снимке: так сейчас выглядит территория некогда успешного предприятия.

Нередко в храме правосудия случаются такие казусы, что краснеет даже беспристрастная Фемида. Так случилось в городе Риддер с Урсулом ОСПАНОВЫМ из ВКО, передает Sotreport.kz со ссылкой на Ratel.kz

фото: Ratel.kz

В 2018 году он стал собственником убыточного предприятия с кучей долгов. Оспанов вложил туда деньги, поставил предприятие на ноги, влез для этого в кредиты, заложив дом и крестьянское хозяйство, погасил большую часть долга перед банком, у которого в залоге было имущество предприятия. А когда предприятие стало приносить прибыль, то его решили кинуть при активной поддержке суда.

Схема была проще некуда: бывший собственник Игорь МОТОРИН вдруг оказался должным своему знакомому Замиру КОЛДЫБАЕВУ денег. Этот знакомый подал в суд на Моторина и потребовал в счёт долга то самое имущество, которое Моторин отдал Оспанову. В доказательство истец предъявил фото долговой расписки Моторина. Суд, не краснея, по этой фотографии отнял имущество у Оспанова и отдал его Колдыбаеву. Из решения суда получалось, что судья поделила имущество… супругов Моторина и Оспанова и заодно расторгла их брак! Судья сослалась на статью 19 закона РК "Закона о семье (супружестве) и семье". В этой статье сказано, "Расторжение брака (супружества) в судебном порядке производится, если судом установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны". Несмотря на то, что Оспанов и Моторин всегда были мужчинами и в браке между собой никогда не состояли, областной суд оставил в силе это решение. А когда Верховный суд отменил его, то имущество было уже в других руках. А Оспанов остался в долгах.

Судьи не краснеют

Итак, весной 2018 года Урсул Оспанов приобрёл убыточное предприятие - ТОО "Лениногорское ПАТП". Это предприятие осуществляло перевозки на общественном транспорте в городе Риддер. На тот момент у предприятия был огромный долг перед "Банком ЦентрКредит" - более 130 миллионов тенге. Бывший собственник и директор Игорь МОТОРИН, получив кредит в банке, перестал его погашать. Накопилась большая просрочка. Чтобы погасить эту просрочку ПАТП, новый приобретатель Урсул Оспанов заложил свой дом и взял кредит на своё имя. За полгода ему удалось поставить предприятие на ноги. Он закупил автобусы (тоже в кредит), которые вывел на маршруты, и привёл в порядок базу, чтобы можно было работать. Кроме этого, через суд Оспанову удалось восстановить обязательства предприятия по тендеру на пассажирские перевозки в Риддере. Предприятия задышало, начало приносить прибыль.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Пятиклассник оказался в психбольнице после употребления вейпа с энергетиком

Но тут в суд на Урсула Оспанова подал некий Замир Колдыбаев. Как оказалось, бывший владелец Лениногорского ПАТП Игорь Моторин в январе 2018 года якобы занял у Колдыбаева 15 миллионов тенге и не отдал их. Из-за этого Калдыбаев требовал признать сделку по реализации Лениногорского ПАТП Оспанову - недействительной.

В ходе суда было немало странностей, но главное - в суде никто так и не увидел оригинала расписки, которую Моторин написал Колдыбаеву. Хотя из-за этой расписки и был подан иск. Оспанов требовал оригинал расписки, но суд его будто не слышал и рассматривал дело только по фото. И в сентябре 2018 года судья Риддерского городского суда Жанар ТАСУБАЕВА удовлетворила требования Колдыбаева и забрала у Оспанова предприятие.

- Я с самого начала говорил, что никакого долга у Моторина перед Калдыбаевым не было и этот иск нужен был для того, чтобы отобрать предприятие. Я просил суд затребовать подлинник расписки. Тогда можно было бы назначить экспертизу и доказать, в какое время она написана и вообще подлинная ли она. Но суд меня почему-то не слушал. Кроме того, имущество предприятия находилось в залоге банка, которого к суду даже не привлекли. Я просил суд привлечь банк, но мне упорно отказывали - делится Урсул Оспанов.

Своим решением Тасубаева не только забрала у Оспанова имущество, судья ещё и расторгла брак между Урсулом Оспановым и Игорем Моториным, хотя они об этом её не просили! Ведь в брак они с Моториным никогда не вступали. Ничего личного между ними никогда не было, только бизнес. Почему Жанар Тасубаева волюнтаристски решила судьбу двух мужчин, видимо, останется тайной. Вынося своё решение, судья Тасубаева указала, что основывается на статье 19 Закона РК "Закона о семье (супружестве) и семье". А в этой статье говорится, что расторжение брака в суде производится, когда совместная жизнь супругов уже невозможна. Вот так судья Жанар Тасубаева решила судьбу не только производственной базы, но и двух мужчин.

Имущество вернули и тут же забрали

Коллегия по гражданским делам Восточно-Казахстанского областного суда не моргнув глазом оставила это решение в силе. Получив себе базу, Калдыбаев вновь назначил Моторина там директором. И Моторин снова перестал погашать долги перед банком.

После этого полтора года Оспанов обивал пороги Генеральной прокуратуры, Верховного суда, чтобы вернуть себе имущество. Чтобы погасить долги ПАТП перед банком после приобретения ТОО "Лениногорское ПАТП", Оспанов заложил дом и всё своё имущество. Эти деньги ему никто не вернул. В конце 2019 года Урсул Оспанов попал на приём к председателю гражданской коллегии Верховного суда Казахстана. После этого приёма, 16 июня 2020 года, на основании представления председателя Верховный суд отменил это незаконное решение.

"Доводы о том, что Моторин и Колдыбаев решили отобрать ТОО, заслуживают внимания", - указал Верховный суд, отменяя решение Риддерского суда. Так же Верховный суд признал и то, что риддерские судьи незаконно отказались привлекать банк к рассмотрению дела. Мало того, почему-то ни судья Тасубаева, ни Коллегия по гражданским делам Восточно-Казахстанского областного суда не придали значения показаниям Колдыбаева о том, что тот претензий к Моторину по долгу не имеет.

Судебная машина закрутилась по новой, дело снова вернули на пересмотр в Риддерский горсуд. И тут при новом рассмотрении Колдыбаев неожиданно отказался от иска к Оспанову. Затем Урсул Оспанов через экономический суд ВКО признал Моторина незаконным директором ПАТП в период действия отмененного решения Риддерского суда 2018 года. После, опять-таки с боем, Урсулу Оспанову удалось добиться, чтобы его зарегистрировали как учредителя и директора ПАТП. И только в феврале 2021 года автотранспортное предприятие снова вернулось к Оспанову. Но так как Моторин, когда был незаконным собственником и директором ПАТП, не погашал кредит перед банком, банк через суд потребовал себе в уплату долгов автобазу ПАТП. В октябре 2020 года суд удовлетворил требования банка. На основании этого в июне 2021 года банк забрал себе автотранспортное предприятие за полцены, за 69 млн, оставив на ПАТП и Оспанове еще большую задолженность.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Доступные аптечные наркотики: 48 медработников наказали в Казахстане

Получилось так: отменив в 2021 году незаконное решение 2018 года, Урсул Оспанов вернул себе одно название ТОО и долги перед банком, но за это время имущество ПАТП (Автобаза) ушло банку. Оспанов обратился в банк, просил признать, что задолженность перед банком, образовавшаяся, когда Моторин был незаконно директором ПАТП - это форс-мажор. Оспанов просил поставить ПАТП в график погашения задолженности. Ведь, если бы не незаконное решение Риддерского суда 2018 года, Моторин бы не стал собственником и директором ПАТП и не было бы просрочки по оплате долга банку. Вины предприятия и Оспанова перед банком не было. Предприниматель просил не отбирать имущество, а дать ему возможность работать и платить долги. Но банкиры отказали, посчитав, что даже несмотря на то, что действительно Моторин был директором незаконно, долг есть долг. Риддерский и Восточно-Казахстанский областной суды решили так же, встав на сторону банка. Они отказались пересматривать решение по вновь открывшимся обстоятельствам о передаче имущества банку, сочтя его законным.

- В суде я настаивал, что просрочка перед банком возникла из-за того, что в период действия незаконного решения суда 2018 года Моторин был незаконным собственником и директором ПАТП. Моторин не оплачивал кредит банку, потому что не был заинтересован в сохранении предприятия. Это признал экономический суд! Если бы не незаконное решение суда 2018 года, я бы смог погасить весь долг перед банком, сохранил бы автобазу и свой бизнес. Но суд своим явно незаконным решением не дал это сделать! - делится своей болью предприниматель, снова оставшийся без своего имущества.

Теперь автобусы, купленные Урсулом Оспановым, стоят без дела. Некогда успешное предприятие могут распродать по частям.

- Теперь мне снова дорога в Верховный суд. Но боюсь, что даже если я там одержу победу, то к тому моменту имущество ПАТП банк распродаст, - сокрушается бизнесмен.

Примечательно, что ни один риддерский судья не ответил за те незаконные решения, которые привели к нынешнему состоянию предприятия. В ответе за судейский беспредел оказался лишь бизнесмен, который остался без денег, имущества и в долгах. Что ему делать дальше – он не знает. Законных путей разрешения этой проблемы у него, похоже, нет.

Фото: Ratel.kz