Сапера, по словам дочери, сделали "крайним" в деле по государственному оборонному заказу, следствие не нашло у него ни денег, ни мотива, ни возможностей для фактического участия в преступлении, передает Sputnik.kz

Военный суд приговорил сапера Жаната Айкулова, участвовавшего в разминировании города Арысь, к 5,5 годам лишения свободы. Родные осужденного просят обеспечить справедливое разбирательство дела и поручить генеральной прокуратуре проверить законность действий и решений Военной прокуратуры. Текст обращения к президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву они разместили в соцсетях.

Айкулов, по версии следствия и суда, будучи начальником отдела по организации инженерно-технического обеспечения Главного управления боевой службы Нацгвардии, лоббировал интересы определенных компаний для получения ГОЗ в ущерб других, более подготовленных к производству компаний.

ЧП в Арыси: утверждены правила по запретным зонам при военных складах

По мнению прокурора, он совершил растрату, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному, группой лиц по предварительному сговору, в особо крупном размере (статья 28 часть 5, статья 189 часть 4 пункт 2 Уголовного кодекса), а также злоупотребил властью и служебным положением вопреки интересам службы.

"Он на своих руках вывозил из города неразорвавшиеся снаряды, а теперь его сделали крайним в деле по государственному оборонному заказу. КНБ и прокуратура вместо того, чтобы искать в системе Нацгвардии тех, кто раздает тендеры из личных предпочтений, нашли в лице Айкулова "козла отпущения", а всех остальных назвали "неустановленные лица". Вот только в должностные обязанности Айкулова не входит работа с технической спецификацией по гособоронзаказу. Это делал его начальник Б., который после возбуждения уголовного дела неожиданно ушёл в отставку", - рассказала дочь осужденного сапера Зарина Айкулова.

Следствие не нашло у Айкулова ни денег, ни мотива, ни возможностей для фактического участия в преступлении, подчеркнула она.

"Мой отец участвовал в разминировании боеприпасов в городе Арысь, в ситуации, когда промедление было опасным, принимал решение о перевозе неразорвавшихся боеприпасов на своих руках, подвергая свою жизнь опасности. В период ликвидации последствий в городе Арысь он руководил специальной группой и рисковал своей жизнью, осуществляя разминирование боеприпасов (он у нас  -  сапер). Это тяжелые времена, когда мы молились всей семьей, чтобы не остаться сиротами", - написала в обращении Токаеву дочь сапера.

Кроме главных свидетелей обвинения, на судебном заседании были допрошены 128 человек, которые прямо или косвенно не подтвердили виновность Айкулова, сказала адвокат сапера Карлыгаш Айтенова.

Работы по утилизации боеприпасов в Арыси приостановлены до весны

"Никто из них не был очевидцем разговоров Айкулова с соучастниками, распределения ролей, совместного принятия решений, или слаженных действий, достоверно указывающих на наличие сговора между ними. Иных неопровержимых доказательств наличия предварительного сговора между Айкуловым и другими соучастниками на совершение уголовного правонарушения при обстоятельствах, изложенных в обвинительном акте и в речи гособвинителя по делу не добыто и в суд не представлено", - отметила Карлыгаш Айтенова.

Также не установлен период начала преступления, когда и кто является автором преступного плана, добавила адвокат.