https://pixabay.com

Многочисленные коррупционные риски установлены на всех этапах градостроительства в Алматы, зарегистрировано и расследуется восемь уголовных дел, сообщает Sotreport.kz со ссылкой на Оrda.kz.

Анализ, проведенный ведомством совместно с акиматом Алматы, показал, что Генеральный план Алматы не обновлялся с 2011 года и функциональные зоны свыше 63 тысяч гектаров земли менялись без участия экологов, органов СЭС и ЧС.

«Это привело к бесконтрольной застройке в природоохранных зонах и вблизи рек. Кроме того, в микрорайоне «Горный гигант» активно строятся жилые комплексы неподалеку от сибиреязвенного захоронения», — пояснили в Антикоре.

Читайте также: Фонд “НеМолчи.kz” публично обвинил в коррупции полицейских Алматы

Ещё одна группа коррупционных рисков связана с изменением целевого назначения земли, когда должностные лица акимата делали это на свое усмотрение. К примеру, вместо дачных домов на участках строили полноценные жилые комплексы.

«Вместе с тем, подобная коллизия давала возможность неуплаты разницы кадастровой стоимости. Например, в 2021 году одному из жителей города изменили целевое назначение участка площадью два гектара с «ЛПХ» на «ИЖС». Однако разница кадастровой стоимости в размере 126 млн тенге им не уплачена. Причиной такой практики является региональный План реализации градостроительных регламентов застройки, который противоречит нормам Земельного кодекса», — сообщили в Антикоре.

Третья группа коррупционных рисков – получение земли в частную собственность через участие в инвестиционных проектах.

«Сотрудники акимата без проведения торгов предоставили в аренду предпринимателям участки под инвестпроекты. Путем фиктивного введения в эксплуатацию земли были выкуплены в частную собственность. Упущенная прибыль государства предварительно составила порядка 400 млн тенге», — отметили в ведомстве.

Читайте также: В Павлодаре оштрафовали чиновника, который препятствовал бизнесу

По мнению Антикора, процессы строительства в Алматы в целом пронизаны коррупционными факторами, а отсутствие законодательной регламентации позволяло сотрудникам акимата толковать нормы правовой базы в пользу недобросовестных застройщиков.

«Одна из жительниц города получила разрешение на строительство трех садовых домов на четырех прилегающих друг к другу участках. По завершению строительства объекты ввели в эксплуатацию как садовые дома, но в последующем были реализованы как жилой комплекс «Baganashil». В ходе анализа обнаружили 11 фактов когда на землях, предназначенных для ИЖС или под садовые дома, фактически строили многоквартирные комплексы и коммерческие объекты», — привели пример в Антикоре.

Также среди распространенных нарушений сотрудники ведомства называют строительство с отклонением от эскизного проекта и ПСД. Несмотря на ограничения при строительстве объектов выше пр. Аль-Фараби высотой 12 метров и не более трёх этажей, был частично сдан в эксплуатацию клубный дом «Домино» высотой в 15 метров. Выявлено 18 таких объектов.
В рамках анализа также установлено превышение плотности застройки по 10-ти многоквартирным комплексам на площади 84 гектара.

Читайте также

Никакого ЖК или стритфуда: акимат Алматы возвращает землю на терренкуре спустя 23 года

Кроме того в Антикоре отмечают слабый государственный контроль за строительством.

«Градостроительный контроль исключен из приемки частных объектов с целью упрощения ведения бизнеса и минимизации коррупции. Однако коррупционные риски сохранились, но при этом снижена ответственность уполномоченного органа. Должностные лица ГАСК в отношении двух застройщиков наложили лишь административное взыскание за строительство без разрешения. Уполномоченный орган не контролирует исполнение своих актов и не всегда инициирует судебные иски. Отсутствие правового механизма реагирования на нарушения привели к узакониванию нелегальной застройки», — поясняют в ведомстве.

Критике подвергалась и цифровизация государственных услуг в сфере строительства, которую специалисты Антикора назвали поверхностной.

«Электронным форматом охвачен только процесс приема документов. Из-за непрозрачных процедур возник рынок «помогаек», — подчеркнули в ведомстве.

В итоге Антикор рекомендовал вернуть 229 гектаров земли из жилой зоны в рекреационную. Этот пункт был учтен в новом Генеральном плане Алматы до 2040 года, утвержденном в мае. Также предложено установить особый порядок по переводу земель из рекреационной зоны в жилую. Должно быть обязательное согласование проектов детальной планировки со стороны профильного Министерства.

Антикоррупционной службой подготовлен комплексный план по устранению выявленных коррупционных рисков. Документ из 58 пунктов передан в уполномоченные органы для дальнейшей реализации. По всем коррупционным фактам агентство зарегистрировало и расследует восемь уголовных дел.