Дело «Астана ЛРТ» существует из-за утверждения прокуроров, что стоимость на реализацию этого проекта была завышена, в результате чего было похищено 5,8 млрд тенге. Однако, исходя из материалов уголовного дела и сложившейся в стране практики – никакого завышения не было.

Иностранные и местные проектировщики работали честно, а вот похитили деньги уже на стадии строительства столбов для легко рельсового транспорта (ЛРТ).

Курировали проект ЛРТ в столице республики - Адильбек Джаксыбеков и внук Первого президента Нурали Алиев. Строительством (с 2015 по 2019 год) занималась китайская компания, которую осудили в Поднебесной за коррупцию.

- Насколько нам известно, те люди, которые занимались этим проектом с китайской стороны, находятся под расследованием и, по-моему, уже отбывают сроки. Что касается наших финансовых обязательств перед китайской стороной, то фактически мы расплатились, за исключением небольшой части суммы, и будем работать, думать, что делать дальше с этим проектом", – рассказал в декабре 2019 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в интервью немецкому изданию Deutsche Welle 

В Казахстане по факту хищения дело тоже было возбуждено, но позже расследование по нему приостановили. Причина – неизвестна. Зато делу против проектировщиков в прокуратуре дали «ход». И вот уже 3 года власти пытаются убедить общественность, что все деньги украли исполнители: казахстанские подрядчики, директор ТОО «Астана ЛРТ» Талгат Ардан (в отношении него в материалах дела все же есть доказательства хищений, но на значительно меньшие суммы) и заместитель акима Астаны Канат Султанбеков (работал до осени 2014 года). Хотя все вопросы по привлечению международных займов на проект курировал Первый президент и правительство.

Читайте также: Дело об «Астана LRT»: Роль Масимова, комментарий Султанбекова и долг банку Китая

Но пройдем по пунктам обвинения, и начнем с завышения. Консультантом по управлению проекта (КУП) выступала французская компания SYSTRA. Стоимость работы компании, в таких случаях, рассчитывается от суммы общих затрат на проект. Это правило, применяемое во всем мире. Так, французы поставили ставку в 7,1%. И в прокуратуре считают, что это слишком много.  Однако, в мире услуги КУП оцениваются в размере 7-10%.

Более того, в 2002 году между правительством РК и правительством Японии было заключено соглашение на привлечение займа на реконструкцию водоснабжения Нур-Султана. Консультантом выступила японская компания. Стоимость ее услуг составила 11,3%. На территории Казахстана были и другие проекты с привлечением международных займов. И страна всегда платит иностранцам. Бывает, что до 14% от стоимости проекта. Так почему вопросы только по ЛРТ?

Читайте также: Прокуратура игнорирует: Дело «Астана ЛРТ» направили в суд, не устранив нарушения следствия

Кстати, после того, как в 2015 году проект ЛРТ все же был принят к реализации с китайскими подрядчиками вся проектно-сметная документация, составленная ранее международными (Турция, Испания, Франция) и местными проектировщиками (они и сидят на скамье подсудимых сейчас) стала бесполезной. Ведь китайцы обещали построить линию легко рельсового транспорта «под ключ», а значит подготовить свою документацию.

В итоге испанская компания TIPSA, готовится подать в суде на ТОО «Астана ЛРТ» или, как они теперь называются, City transportation system, за неисполнение своих контрактных обязательств. Ведь договора, до сих пор существуют, их не оспаривали и не пытались признать недействительными.

Но, прокуратура настаивает. Проектировщики, рассчитывая проект, применили неправильные расценки и нарушили бюджетное законодательство. В суде, обвиняемые не однократно поясняли, что делали так, как им приказывали сверху. Ведь решение принимались в высоких кабинетах. Да и нет в Казахстане нормативов под подобные проекты. А потому правительством было принято решение, считать все по международным стандартам и ценам.

Так например, Асет Исекешев, будучи акимом Астаны писал премьер-министру Серику Ахметову, что применяемые в проекте международные нормативы не согласуются с казахстанскими нормативами, в части определения отдельных видов затрат и включенияих в стоимость проекта(консультационные услуги, разработка ПСД и другие). А потому за основу будут взяты расчеты международного консультанта.

По большому счету суммы проставляли иностранные компании, эти цифры проверялись правительством, бюджетной комиссией, а исполнители в акимате подписывали бумаги для того, чтобы финансирование проекта не останавливалось, и Казахстан продолжал исполнять свои договорные обязательства. Хотя прокуратура настаивает, что это сотрудники местного исполнительного органа ввели в заблуждение и счетную палату, и правительство, и президента.

Хотя в деле есть интересное поручение уже от премьер-министра Карима Масимова, после которого финансово-экономическое обоснование проекта, изначально утвержденное Республиканской бюджетной комиссией на общую сумму 122,3 млрд тенге, было согласовано и увеличено до 141,5 млрд. тенге решением РБК от 8 декабря 2014.

Всего в деле находится 50 протоколов президента и правительства, 62 письма вышестоящего органа, а также 17 подзаконных актов, разрешающих применение международных расценок по проекту и других решений в целом, в том числе и закрепленный контроль за его реализацией, возложенный на правительство, канцелярию премьер-министра, администрацию президента РК.

Читайте также: Прокуратура Казахстана не может допросить иностранцев по делу «Астана ЛРТ»

Стоит отметить, президент и правительство до 2015 года никак не могли решить, какой же проект будет реализован в Казахстане: ЛРТ (рельсы) или БРТ (автобусные линии). А параллельно все работали над проектом ИТС (интеллектуальная транспортная система). Проектировщикам все время приходилось что-то переделывать, менять или вовсе отказываться от проекта. Это, конечно увеличивало стоимость. А еще на стоимость повлияла девальвация тенге 2014 года, когда тенге упал на 25% к основным мировым валютам.

Сейчас дело находится в межрайонном следственном суде по уголовным делам Нур-Султана на стадии предварительных заседаний. Председательствует судья Виктория Семенова. Первый день заседаний прошел за разбором технических вопросов. Ожидается, что завтра будут заявлены основные ходатайства по делу.