257 млн долларов на строительство проекта «Астана LRT» получено взаймы от Китайского банка развития в 2015 году после официального визита в Поднебесную тогда еще премьер-министра Казахстана Карима Масимова. А решение о строительстве «памятников коррупции» было принято постановлением правительства Казахстана в 2016 году. Об этом нашей редакции сообщила пресс-служба компании «City transportation system» (бывшее ТОО «Астана LRT»), передает корреспондент ИА «NewTimes.kz» 

Фото: ИА NewTimes.kz

Напомним, после поступления китайских денег на счет компании «Астана LRT» большая их часть (208 млн долларов), вопреки всем запретам, была размещена в Банке Астаны, который довольно быстро обанкротился. По одной из версий, именно это стало причиной остановки строительно-монтажных работ и краха всего проекта строительства системы ЛРТ в столице Казахстана.

«По результатам официального визита 27 марта 2015 года премьер-министра РК в КНР 7 мая 2015 года между ТОО «Астана LRT» и консорциумом в составе компаний China Railway International Group Ltd. и Beijing State-Owned Assets Management Co., Ltd» было заключено рамочное соглашение по проекту «Новая транспортная система города Астаны. LRT. Очередь 1-я».

В целях реализации вышеуказанных соглашений, во исполнение поручений президента РК Назарбаева между ТОО «Астана LRT» и консорциумом китайских компаний («China Railway Asia – Europe Construction Investment Co., LTD», «China Railway No 2 Engineering Group Co., LTD», «Beijing State – Owned Assets Management Co., LTD») 6 мая 2016 года был заключен ЕРС договор о выполнении проектирования, поставки оборудования и строительства в отношении проекта «Новая транспортная система города Астаны. LRT Очередь 1-я».

ЕРС договор заключен на основании постановления правительства РК от 19 февраля 2016 года № 93 из одного источника путем прямого заключения договора государственных закупок, в соответствии с подпунктом 34 пункта 3 статьи 39 закона «О государственных закупках», — говорится в официальном ответе компании «City transportation system» на запрос NT.

То есть вопрос привлечения заемных средств и строительства проекта решался на самом высоком правительственном уровне. Но, несмотря на это, следствие больше трех лет пытается доказать, что во всем виноваты проектировщики проекта, и держит их в следственном изоляторе. Дела в отношении людей, разместивших все деньги на строительство в одном банке, — учредителя банка Олжаса Тохтарова и самого Карима Масимова, который договорился о строительстве линии ЛРТ, уже зная, что этот проект нерентабельный, и других заинтересованных лиц, все еще нет.

Читайте также: «Астана LRT» и Банк Астаны: Почему заемные деньги оказались в ликвидированном банке

Антикоррупционная служба только однажды сообщила, что было возбуждено уголовное дело по факту хищения денег с проекта ЛРТ, но до сих пор никто по этому делу не был задержан и не объявлен подозреваемым. Но дело в отношении линии БРТ, которая, кстати, функционирует в городе, рассмотрели уже в двух судебных инстанциях.

По словам экс-заместителя акима столицы Каната Султанбекова, у компании «Астана LRT» не было никаких причин привлекать к строительству линии легкорельсового транспорта заемные деньги. Он убежден, у компании не было графика строительства, утвержденного проекта и плана работ. Более того, он сообщил корреспонденту NT по телефону, что на момент получения китайского займа у компании на счету имелись средства, за счет которых строительство можно было начать.

Мы задали эти вопросы компании «City transportation system», но ответа не получили.

На данный момент Казахстан уже вернул 257 млн долларов китайскому банку из денег налогоплательщиков, а правительство думает, как завершить проект — достроить или использовать столбы как арт-объекты. При этом вопрос возврата 208 млн долларов, потерявшихся вместе с Банк Астаны, никого как будто не волнует.

Любопытная деталь: ТОО «Астана LRT» (100% дочерняя компания столичного акимата), отправляя заемные у Китайского банка развития деньги в Банк Астаны, нарушило бюджетное законодательство, изменив назначение ссудного фонда на банковский вклад, разрешив банку использовать эти деньги со ставкой 5,3% годовых. К слову, если бы эти деньги не были банковским вкладом, они бы не исчезли.

Но банк все же несет ответственность перед компанией за «банковский вклад». Как рассказал нашей редакции бывший заместитель акима столицы, а на данный момент, подозреваемый по делу об «Астана LRT» Канат Султанбеков, в 2018 году, когда Банк Астаны был ликвидирован, в правительстве придумали интересный способ возврата денег.

Читайте также: Как Масимову удалось убедить Китай направить деньги в «Aстана LRT»

Так, сначала все должники и заемщики банка были переведены в фонд проблемных кредитов, а позже их передали компании «Астана LRT». Заемщики банка с общей суммой задолженности 208 млн долларов должны были возвращать деньги ТОО «Астана LRT». Мы спросили у акимата, какую сумму на данный момент эти должники вернули компании. Нам порекомендовали обратиться в администрацию президента. Оказывается, этот вопрос курируют там.

«По вопросу получения товариществом денежных средств с должников АО «Банк Астаны» сообщаем, что в настоящее время возврат этих средств осуществляется в рамках действующего законодательства. Информация по условиям и объему возврата вышеуказанных средств согласована с администрацией президента РК, а также находится на их контроле», — говорится в ответе City transportation system на наш официальный запрос.

Ранее главный акционер Банк Астаны Олжас Тохтаров обещал, если должники не возместят ущерб компании «Астана LRT» до августа 2021 года, то он сам вернет деньги.

Но, как говорится, обещать — не значит жениться. Возникает вопрос: если деньги не были возвращены, почему компания не обращается к Тохтарову за компенсацией, а если их уже вернули, то почему проект «Астана LRT» никак не реализуется? Почему обществу все время рассказывают, что на этот проект нужны еще деньги?

К слову, на эти вопросы в акимате и ТОО «City transportation system» нам тоже не ответили.

Главное судебное разбирательство по делу о строительстве системы ЛРТ в столице Казахстана началось осенью 2020 года.

8 мая 2021 был вынесен приговор, по которому фигурантов дела приговорили к различным срокам тюрьмы и обязали вернуть в казну почти 6 млрд тенге.

Тогда сообщалось, что организаторы (по версии следствия) преступления — бывший заместитель акима столицы Канат Султанбеков и экс-глава «Астана LRT» Талгат Ардан — находятся в международном розыске.

Месяц спустя стало известно, что антикоррупционная служба не стала возбуждать уголовное дело в отношении Султанбекова и Ардана, хотя имела на это право.

24 августа состоялось первое заседание апелляционной инстанции.

7 октября 2021 года судья Абай Кокжалов отменил приговор суда первой инстанции и отправил дело прокурору для устранения допущенных нарушений.

Приговор вступил в силу с момента его полного оглашения — 15 октября 2021 года. Тогда стало известно, что только двое обвиняемых, проходивших по делу о хищениях при строительстве линии ЛРТ, выйдут на свободу.

При этом меру пресечения в виде содержания под стражей для остальных подозреваемых суд продлил на один месяц, до 19 декабря.

Адвокаты оставшихся под стражей подозреваемых пытались доказать судьям, что их подзащитные не должны находиться под стражей.

14 декабря антикоррупционная служба сообщила местонахождение фигурантов по делу об «Астана LRT» — Талгата Ардана и Каната Султанбекова.

Талгат Ардан находится в Турции. Судом заочно выдана санкция на его арест. Правоохранительными органами Турции проводятся мероприятия по установлению его местонахождения и задержанию.

Вместе с тем установлено, что Султанбеков находится в США. Неоднократно направлялись ходатайства об его задержании и экстрадиции.

15 декабря адвокаты других подозреваемых заявили о нарушении прав своих подзащитных и подали жалобу в верховный суд.

21 декабря стало известно, что главным фигурантам дела о хищениях при строительстве линии ЛРТ — бывшему замакима столицы Канату Султанбекову и экс-главе «Астана LRT» Талгату Ардану предъявят минимальное обвинение.