Наказание за рейдерство с участием полиции и судей готовятся ужесточить в Казахстане за счет принятия закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам усиления борьбы с рейдерством, защиты предпринимательской деятельности от незаконного вмешательства государственных органов и должностных лиц и усиления мер, препятствующих нелегальному обороту драгоценных металлов», передает корреспондент агентства КазТАГ.
«Законопроектом предусматриваются поправки в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы, законы Республики Казахстан «О прокуратуре» и «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», которые повысят защиту прав граждан и субъектов бизнеса от неправомерных действий государственных органов. В частности, усиляется уголовная ответственность по фактам рейдерства в отношении предпринимателей, уточняются способы захвата бизнеса, в том числе путем внутрикорпоративного захвата, с использованием властных полномочий правоохранительных и контролирующих органов или в судебном порядке», - сообщила сенатор Сауле Айтпаева в четверг.
Также законопроектом детализируются способы воспрепятствования законной предпринимательской деятельности.
«К примеру, такие действия как нарушение порядка проведения проверок, неправомерный отказ от выдачи лицензии, незаконное приостановление деятельности, принудительное противоправное привлечение субъекта частного предпринимательства к благотворительности и иным мероприятиям, неправомерный отказ, неприменение или воспрепятствование в применении льгот и преференций, повлекшие существенный вред бизнесу, теперь будут квалифицироваться по статье 365 (воспрепятствование законной предпринимательской деятельности) УК РК», - добавила депутат.
Для ограждения предпринимателей от необоснованного вовлечения в орбиту уголовного преследования вносятся поправки в Уголовно-процессуальный кодекс.
«Так, в статье 105 УПК сокращаются до трех суток сроки рассмотрения жалоб бизнеса и граждан на несанкционированные осмотры, обыски, выемки, временное ограничение имущества. В статье 161 УПК устанавливается обязанность следователя устанавливать срок временного приостановления операций и сделок с имуществом до 10 суток. По истечении этого срока он должен возбудить ходатайство перед следственным судом о наложении ареста на имущество либо отменить ограничение. Статьи 192, 193 УПК дополняются правом прокурора пересмотреть и установить разумный срок досудебного расследования. Сейчас эти сроки фиксированные, до одного месяца по делам дознания и до двух месяцев – предварительного следствия», - уточнила парламентарий.
В статье 220 УПК в общих правилах осмотра устанавливается дополнительные гарантии бизнесу.
«В этих целях предлагается наряду с жилищами принудительный осмотр помещений бизнеса, частнопрактикующих лиц (нотариуса, частных судебных исполнителей) осуществлять с санкции следственного суда. Теперь выемка информации, содержащихся в носителях (сотовых телефонах, смартфонах, компьютерной технике) будет производиться только с санкции суда (поправки в статью 254 УПК). Усиливаются меры и за нелегальный оборот драгоценных металлов, которые сегодня находятся вне уголовной плоскости (УК дополняется статьями 269-1 и 295-1). Законопроектом особый акцент делается на переориентирование прокурорского надзора, который будет направлен на эффективную защиту прав граждан и законных интересов бизнеса от незаконных решений чиновников», - проинформировала сенатор.
При этом, по ее словам, поправки направлены на упреждение и пресечение неправомерных действий госорганов до наступления негативных последствий.
«Теперь, как поручил Глава государства, прокуроры смогут рассматривать обращения бизнеса и назначать проверки в госорганах по фактам незаконного вмешательства их должностных лиц в предпринимательскую деятельность. Запретительные и ограничительные меры уполномоченных органов будут отменяться постановлением прокурора, обжалование которого не приостанавливает его исполнения. Вносимые поправки повысят защиту прав граждан, а также предпринимателей, вовлеченных в среду уголовного процесса, усилят правозащитный потенциал органов прокуратуры и обеспечат эффективность высшего надзора», - считает Айтпаева.
Мы в социальных сетях