В Апелляционном суде вскрылись новые обстоятельства хищения ГСМ в Национальной гвардии. Несколько подсудимых заявили, что оговорили коллег под давлением следователя. Тогда как истинные покровители преступления остались на свободе, сообщает Sotreport.kz.
Напомним, 13 февраля 2024 года в Военном суде Акмолинского гарнизона вынесли приговор пятерым военнослужащим Национальной гвардии за хищение ГСМ. На скамье подсудимых оказались начальник службы ГСМ Национальной гвардии Нуржан Джаксыбаев, двое заведующих складом ГСМ Уалиахметов и Еспембетов, а также руководитель отопительного центра Сексенбаев. Им вменяют статью 189 ч.4 п.2 «Присвоение или растрата вверенного чужого имущества» в группе лиц по предварительному сговору в особо крупном размере. Их приговорили от 8 до 10 лет лишения свободы. Кроме того, заместителя командира части по тылу Аслана Актанова обвинили в халатности. Он единственный получил наказание, не связанное с лишением свободы.
По версии следствия они вывозили ГСМ в отопительный центр, а также перепродавали частным заправкам. Аудиторы выявили, что общая стоимость похищенного ГСМ составляет 488 млн тенге, из них почти половина — это авиатопливо. Трое военнослужащих вину признали частично, а Джаксыбаев и Актанов с начала следствия твердили о своей невиновности. Поэтому, после обвинительного приговора, подсудимые обратились в апелляционный суд дабы обжаловать его.
Читайте также: Все знали и молчали: в суде рассказали о механизме хищения ГСМ в воинских частях
Уже в апелляционном суде выяснились новые подробности, которые могут изменить все. Заведующие складом Уалиахметов и Еспембетов внезапно заявили, что под давлением следователя Кулшарова оговорили сослуживцев. Так, по версии следствия, Нуржан Джаксыбаев узнал о хищениях ГСМ, но не стал докладывать о преступлении, а вошел в долю. Подтверждалось это показаниями завсклада и денежными переводами. Вот только теперь Женис Еспембетов утверждает, что не переводил Джаксыбаеву деньги за реализацию ГСМ, а возвращал долг. Преступление же покрывали совершенно другие люди из руководства, которые получали большую часть денег с реализации. Однако на скамье подсудимых их нет.
Второй подсудимый Уалиахметов также заявил о давлении со стороны сотрудников военной полиции. Он сообщил, что передавал талоны на топливо начальнику ГСМ Нурбаеву, а также генералу Жандосу Омаркулову. К слову, последний, выступая в качестве свидетеля в суде первой инстанции, отрицал получение талонов на отопление свое коттеджа. Кто из них говорит правду судить не нам, но версия, что никто из высших чинов не знал о многолетних хищениях ГСМ, звучит не слишком правдоподобно.
Стоит отметить, что изначально подозреваемыми по делу проходили около 140 человек. Но потом их количество сократилось до пяти. При этом защита Джаксыбаева еще на стадии расследования заявляла, что основные фигуранты хищения избежали ответственности. Они не раз обращали внимание, что следствие проведено однобоко, а Джаксыбаева «назначили» виновным.
Читайте также: «Знали и покрывали»: руководство Нацгвардии участвовало в хищении ГСМ
Даже если разбираться в хронологии, то на должность начальника ГСМ он поступил лишь в 2020 году. Тогда как хищения длились с 2018 года. Однако это не помешало следствию, вменить Джаксыбаеву весь период хищения. Впрочем, суд также не разграничил его ответственность, приговорив возместить ущерб наряду с другими подсудимыми.
При этом, по словам адвоката, в обязанности Джаксыбаева не входил контроль выдачи топлива на местах. За это отвечают конкретные должностные лица части. Он же следил за топливом во всех воинских частях Нацгвардии, а их порядка 50 по стране, и в случае надобности дополнительного топлива организовывал поставку с Казмунайгаза.
- У Джаксыбаева организационные функции. Организация и определенный контроль за остатками вот его основная функция. Если определенные вопросы возникают в каком-то направлении или по какому-то региону, например какие-то учения нужно провести, тогда Джаксыбаев подключается и решает этот вопрос, - заявил его адвокат Самат Сырлыбаев.
Кроме того, защита считает, что изначально обвинение против Нуржана Джаксыбаева строится на показаниях Уалиахметова и Еспембетова. Которые видимо теперь теряют свою актуальность. Впрочем, еще не все участники процесса выступили с апелляционными жалобами. Возможно, в деле о хищении ГСМ появятся новые подробности и ситуация кардинальным образом измениться.
Следующее заседание пройдет 13 мая в 15:00.
Мы в социальных сетях