Социальные сети в Казахстане стали зеркалом общественного настроения. Публикации в интернете, особенно на страницах, так называемых лидеров мнений, мониторят многие государственные органы и отдельные чиновники. На некоторые публикации реакция есть, на другие нет. Так что социальные сети едва ли решают проблемы гражданского общества, хотя и стали очень популярными.
Редакция sotreport.kz задалась вопросом «А как казахстанцам донести свое мнение до властей законными способами не прибегая к митингам и демонстрациям?» и «чего не хватает обществу для эффективного взаимодействия с властью?». Ответы искали у депутата Ерлана Саирова и представителя бизнеса Дмитрия Жукова.
- Сейчас самым главным каналом учета мнений граждан являются социальные сети. Через них граждане изъявляют свою точку зрения, пишут о своих проблемах и надо сказать многие госорганы, в том числе региональные государственные власти ведут учет мнений граждан именно в соцсетях, - рассказал политолог и депутат Ерлан Саиров.
Однако, очевидно, - соцсети не панацея. Граждане едва ли могут защитить свои права и интересы публикациями. К примеру, сейчас, в преддверии нового учебного года, социальная сеть Facebook завалена возмущениями родителей относительно сокращения каникулярных дней, стоимости школьной формы и другими претензиями. Но адекватной реакции со стороны министерства образования на это не последовало. Ранее, в этой же социальной сети, казахстанцы выступали против повышения акциза на нагреваемый табак, ведь это ударит по их семейному бюджету, но закон все же приняли.
Читайте также: Расцвет преступности и потери бюджета: Возможные результаты повышения акциза на стики
- Есть различные социальные платформы по тем или иным вопросам. Еще один канал взаимодействия - петиции. Если я не ошибаюсь, петиции сегодня в Казахстане одна из популярных форм общения населения с государством. Когда петиции появляются, госорганы в любом случае в своей политике и при принятии конкретных решений, учитывают мнение общественности, - рассказал о других инструментах диалога с государством Ерлан Саиров.
При этом, он отмечает, что главный аспект для власти – это плюрализм мнений. Граждане должны говорить о своих чаяниях, доносить их до государства всеми имеющимися способами (соцсети, обращения, петиции, общественные советы), а чиновники учитывать пожелания казахстанцев при принятии тех или иных решений.
- Без учета мнения граждан не должно приниматься ни одно важное политическое и социально-экономическое решение. Поэтому прежде чем принимать ответственное решение госорганам следует сначала проводить глубокие всесторонние консультации с экспертным сообществом, людьми которые являются специалистами, а также учитывать мнение большинства граждан, - добавил депутат.
Так почему молчим?
Петиция против принятия закона о повышении акциза на нагреваемый табак не набрала даже тысячи подписей. Хотя курильщиков в Казахстане сотни тысяч. При этом, в социальных сетях люди возмущались громко, но подписываться под петицией почему-то не стали.
- Любая культура, создается со временем, в том числе культура отстаивания своих законных прав и интересов. Раньше перед людьми другие проблемы стояли – нужно было просто выжить. Не было механизмов, которые позволяли услышать общество. Сейчас ситуация меняется потихонечку. Не сказать, что любое возмущение и протест приходит к нужным результатам. Но пытаться надо, и каждый раз, когда это срабатывает, у общества появляется шанс, что это станет институционализированным рычагом, - поделился своим мнением Исполнительный директор Ассоциации QazSpirits Дмитрий Жуков.
К слову, он не разделяет оптимизма депутата относительно влияния петиций на государственные органы, но считает, что пользоваться доступными инструментами общения с властью стоит.
- Я преувеличу, если скажу, что петиции - это рабочий инструмент. Но нельзя сказать, что он не рабочий. Если идет противостояние между какими-то государственными органами или государством и бизнесом, то поддержка населения может сыграть ключевую роль. Такая петиция, это не просто выкрик, - это аргумент. А письмо из неоткуда в никуда, вряд ли будет иметь влияние, - сказал Жуков.
Кроме того, он убежден, что молчаливое согласие общества по вопросу поднятия ставки на акцизы для нагреваемого табака позволит лоббистам вернуться к этой теме немного позже, и поднять стоимость пачки стиков еще раз.
- Они поднимут цену еще обязательно. Они с этого кормятся, эта лоббистская сигаретная группа. У них слова «стоп» - нет. Добились повышения один раз, пойдут дальше. И так, до тех пор, пока общество будет молчать. А потом «попрет» контрафакт. А значит, там появится какая-то ОПГ (на таких больших потоках преступность всегда появляется). В итоге и она будет финансировать усилия по повышению акцизов. Ведь им это будет выгодно: чем выше акциз, тем больше у них прибыль, - предсказал будущее Жуков.
В целом, по его мнению, в Казахстане не ведется системная работа по защите прав потребителей. Лига и Ассоциация потребителей не справляются с этой задачей. Им просто не хватает финансирования. В итоге, единственные кто реально представляют интересы граждан во власти, - это депутаты. Но и к ним претензий у населения накопилось много.
- Понимаете, бизнес может сорганизоваться, создать и финансировать организацию, которая будет заниматься отстаиванием своих интересов, а потребитель так не может. Мы не можем собрать 2 миллиона курильщиков и сказать: «давайте по 20 тенге скинемся, и на эти деньги будем отстаивать ваши права». Это не реально. Так это не работает. Поэтому такого рода организация должна финансироваться государством. Не самый плохой механизм придумали в НПП. Опыт других стран показывает, что это рабочая схема, - предложил спикер.
Тем не менее, каналы для взаимодействия с властью существуют и сейчас, пусть и работают со сбоями и сложностями. Важно, чтобы общество захотело их использовать, и перестало ограничиваться возмущениями в социальных сетях. Как известно, произведенная «энергия не исчезает в природе. Она только превращается из одного вида в другой, при этом ее значение сохраняется». Так что важно эту энергию создавать.
Мы в социальных сетях