Прокурор отказывается составлять новый обвинительный акт по делу майора КНБ Алпысбаева, передает Orda.kz
В специализированном межрайонном военном суде по уголовным делам рассматривается дело майора КНБ Айдына Алпысбаева. Его обвиняют в покушении на бизнесмена Игоря Кудина, занимавшегося разработкой карьеров в Акмолинской области. Дело рассматривают уже 8 лет.
Присяжным заседателям по скандально известному делу майора КНБ Айдына Алпысбаева не объясняют, почему они рассматривают дело восьмилетней давности. Кроме того, присяжные вынуждены оценивать доказательства по оправданному эпизоду (всего их в деле 4). А всё из-за того, что военные прокуроры не вручили троим подсудимым новый обвинительный акт.
Читайте также: Работа над ошибками: чего не услышат в суде присяжные по делу майора КНБ
По сути, это значит, что суд уже несколько месяцев рассматривает дело против троих подсудимых, подозреваемых в покушении на убийство, но что конкретно они сделали, и почему это доказывает их вину – неизвестно. По мнению адвокатов, пределы обвинения прокурорами определены произвольно и самовольно. И это парадокс.
Как оказалось, суд не может обеспечить представление прокурорами нового и более конкретного обвинительного акта. Да и Генеральная прокуратура проигнорировала обращения адвокатов о незаконности действий представителей военного надзорного органа, сообщив, что гособвинители не зависят от них. Что вообще-то является нарушением принципа подчинения и противоречит Приказу ГП РК №113, где сказано, что позиция обвинения и обвинительный акт со всем вытекающим согласовывается с Генеральной прокуратурой РК.
При этом, прокуроры не считают, что нарушили УПК и ущемили права подсудимых на защиту. А вот адвокаты подсудимых в этом уверены. Они поясняют, что не могут предоставлять квалифицированную помощь из-за того, что просто не знают, какие действия вменяют их подзащитным. Каким образом они готовились, по мнению обвинения, к покушению.
Почему объём обвинения изменился и зачем нужен новый обвинительный акт
Проблема в том, что в 2015 году, когда первый состав присяжных заседателей выносил, как теперь известно, принудительный обвинительный приговор Алпысбаеву, его признали виновным только в части подготовки к покушению на убийство, а вот по ст.308 УПК (старая редакция «Использование служебного положения» – прим. авт.) все же оправдали.
В 2021 году, когда обвинительный приговор был отменён Верховным судом, а дело вернулось прокурору, оправдательная часть так и осталась оправдательной. Но доказательства по этому эпизоду из дела не изымались. Так что, прокуратура, отказавшись составлять новый обвинительный акт, предоставила себе возможность использовать все эти материалы дела в качестве доказательств вины подсудимых.
По словам прокурора Даурена Тореханова, «все материалы дела доказывают, что попытка покушения на убийство была». Оглашение этих материалов дела регулярно становится причиной длительных споров между сторонами. Процесс изучения доказательств сильно тормозится.
По мнению адвокатов, представители надзорного органа произвольно извлекают доказательства из старого обвинительного акта, а они теряются в догадках, где же преступление берет свое начало, и где у него конец.
Причины отсутствия согласования гособвинителей своей позиции с Генеральной прокуратурой неизвестны. Видимо, всё дело в том, что обвинение старое, а прокуроров, кто вел Алпысбаева, уже нет на местах. Так что утверждать новое обвинение никто попросту не станет (это же ответственность). Вот и работают по бумаге восьмилетней давности. Но присяжные заседатели об этом узнают только в ходе прений. Раньше говорить им об этом запрещено.
В суде
Адвокат Нурлан Азбанбаев обратил внимание суда, что если разрешить прокурорам оглашать все доказательства (в том числе и те, которые оказались недостаточными для присяжных в 2014 году, чтобы осудить по факту использования служебного положения), то будут озвучены документы, которые относятся к оправданному эпизоду.
Речь, в частности, шла о фотографии Игоря Кудина, которую якобы нашли в машине Алпысбаева. К слову, в 2015 году прокуроры не смогли доказать, что фотографии принадлежали майору КНБ.
«Он не совершал вообще по этому делу никакого противоправного действия», – заметил адвокат Азбанбаев.
«Как не совершал? У него документы были в машине на меня. Моей супруги фотографии», – возмутился пострадавший Кудин.
«Потому что он оправдан», – отозвался кто-то из защитников.
«Ничего он не оправдан. Он преступник», – громко настаивал Кудин.
«Сделайте замечание, почему он преступником меня называет?», – обратился к суду Алпысбаев.
«Потому что ты преступник», – ответил ему Кудин.
Через какое-то время крики в зале судебных заседаний стихли.
Алпысбаев отметил, что все споры между сторонами возникают из-за того, что суд не разграничил статьи, по которым обвиняют подсудимых (ст.308 и ст. 96 по 4-м эпизодам)
«Кто-нибудь, уважаемый прокурор, судья, может ли показать мне, где я осуществлял сбор информации в отношении Кудина? Тогда, где я осуществлял сбор в отношении Кудина, если не здесь? Задается вопрос, в дополнение к ходатайству (запретить зачитывать доказательства имеющие отношение к обвинению по 308 ст., по которой Алпысбаев был оправдан – прим.авт.): почему все так запереживали? Потому что больше доказательств нет?», – высказался Алпысбаев.
Исходя из сведений прошлого приговора, заместитель начальника криминальной полиции Астаны Сакен Сулейменов, пытал, избивал, оказывал психологическое воздействие на Алпысбаева. Он же подкинул фотографии. Во время допроса подозреваемому дали на ознакомление несколько фотографий. Он взял их в руки, посмотрел и отдал следователю. Позже фотографии с отпечатком одного пальца Алпысбаева оказались в его машине. Кстати, самого Сулейменова в 2017 году признали виновным в пытках майора КНБ и осудили на три года.
«Присяжным вы хотите рассказать про сфальсифицированные документы, и выдать их за те, к которым стоит относится серьезно», – продолжил майор КНБ.
«Какая разница, кто он? 308 там или нет. Он дал команду убивать человека», – перебил его Кудин.
«У тебя ранений нет. Откуда у тебя ранения?», – спросил его Алпысбаев.
«Заткнись ты уже», – огрызнулся Кудин.
«Тебя не убивал никто. Ты это всё придумал», – ответил ему майор КНБ.
Заседание продолжаются.
Мы в социальных сетях