Адвокат Дмитрий Куряченко, представляющий интересы бывшего министра здравоохранения Казахстана Елжана Биртанова, рассказал агентству КазТАГ о продлении срока ареста своего подзащитного, а также указал на ряд обстоятельств, на которые, по его мнению, стоит обратить внимание общественности.
«Состоялось заседание следственного суда, где рассматривалось ходатайство АФМ (агентства по финансовому мониторингу – КазТАГ) по продлению домашнего ареста Биртанову. Как известно из многочисленных публикаций в СМИ, он подозревается в хищении средств, выделенных на создание цифровой платформы здравоохранения, и оплаченных (по версии следствия) за невыполненные работы по контракту компании «Эрикссон Никола Тесла». Защитниками Биртанова суду были представлены многочисленные и очевидные доказательства отсутствия оснований подозревать Биртанова в хищении бюджетных средств и соответственно подвергать его аресту», - сообщил Куряченко агентству КазТАГ в воскресенье.
По его словам, «никаких доказательств хищения до сих пор не обнаружено».
«Следствие затягивается, а по поручению генпрокуратуры назначена повторная судебная компьютерно-техническая экспертиза по установлению ущерба. Этот факт указывает, что следствие до сих пор, то есть почти год, не имеет подтверждения тому, что платформа компанией «Ериксон Никола Тесла» была передана Казахстану в неработоспособном состоянии, несмотря на то, что именно с этой версии и было начато расследование», - добавил юрист.
«То есть, обоснованность подозрения или вопрос подозреваемый он или нет суд разрешать не стал, а домашний арест продлил, который законом предусмотрен только для подозреваемого, а не просто Биртанова. То есть получается, у нас законность и справедливость обеспечиваются судами Казахстана по специальному графику и разнарядке. Это совсем не соответствует поручению президента РК Касым-Жомарта Токаева, данному на совещании 17 марта 2021 года: «В своем прошлогоднем послании я указывал на необходимость внедрения трехзвенной модели с четким разделением полномочий между полицией, прокуратурой и судом. Еще раз подчеркиваю – законность и справедливость должны стать основными принципами уголовного делопроизводства». Но еще не стали и в этом деле», - резюмировал Куряченко.
Напомним, 31 октября 2020 года информированный источник МИА КазТАГ подтвердил агентству КазТАГ задержание экс-министра Елжана Биртанова. 3 ноября стало известно, что суд санкционировал арест бывшего министра, однако уже 7 ноября выяснилось, что Биртанова отпустили под домашний арест. По предварительной версии, экс-главу минздрава подозревают в хищении средств на сумму около Т526 млн, которые были выделены на цифровизацию.
С поста министра Биртанова президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев освободил 25 июня 2020 года. Его отставке предшествовали многочисленные скандалы в сфере здравоохранения, связанные с пандемией коронавируса – скандалы сопровождались многочисленными жертвами среди населения от COVID-19. В итоге место Биртанова занял Алексей Цой. Затем последовало еще несколько увольнений с высоких постов.
10 июля 2020 года на расширенном заседании правительства Токаев в связи с ситуацией с коронакризисом поручил уволить руководителей ФСМС и «СК-Фармация», и в случае необходимости провести расследование. По мнению главы государства, все хотят работать в «СК-Фармация», «клановые интересы какие-то вокруг этой организации». Кроме того, он отметил, что в ФОМС «нужно поставить более делового и менее гламурного человека». Вечером 10 июля стало известно, что Айбатыр Жумагулов покинул пост главы ФОМС, а Берик Шарип – главы «СК-Фармация». Как отмечало 10 июля МИА КазТАГ, Шарип стал вторым главой «СК-Фармация» за три года, уволенным после критики президента – 4 февраля после критики первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева пост руководителя компании покинул Нуржан Алибаев.
Как стало известно 12 июля, новым председателем правления ТОО «СК-Фармация» был назначен Ерхат Искалиев.
Через месяц после рекомендации главы государства о проведении расследования, а точнее 1 августа, стало известно, что вице-министр здравоохранения Казахстана Олжас Абишев был задержан службой экономических расследований комитета по финансовому мониторингу министерства финансов по подозрению в хищении бюджетных средств. 2 августа в пресс-службе комитета подтвердили факт задержания вице-министра. 3 августа министр здравоохранения Алексей Цой сообщил, что Абишев неделей ранее подал заявление об увольнении. 5 июня стало известно, что экс-замглавы минздрава может быть причастен к хищению $1,5 млн.
Изначально Абишев был заподозрен в хищении Т127 млн. Затем другой источник уточнил эти цифры: «на самом деле установленная сумма предполагаемого хищения – $1,5 млн. По курсу 2018 года посчитали – получилось более Т0,5 млрд». К слову, последняя сумма совпадает с той, что была озвучена по делу Биртанова.
Через две недели после задержания Абишева уже бывший председатель правления ТОО «СК-Фармация» был арестован по обвинению в коррупции. Дело было заведено по факту злоупотребления полномочиями при закупе медицинских изделий в период ЧС, повлекшему тяжкие последствия.
В начале декабря 2020 года стало известно, что документы из дела Биртанова и Абишева в 2015 году подписывал действующий глава минздрава Алексей Цой, который был тогда вице-министром.
Мы в социальных сетях