Накануне годовщины трагедии в Темиртау суд перешёл к стадии судебных прений, передает Ratel.kz

Во вторник, 7 декабря, в Темиртауском городском суде был допрошен подсудимый Даниил БОРОВИКОВ, хотя его защитник Игорь ОПАНАСЮК всячески пытался перенести эту процедуру на более поздние сроки, заявляя всё новые и новые ходатайства. Однако председательствующая по делу судья Темиртауского городского суда Айжан ШАЯХМЕТОВА, выслушав мнения сторон, отклонила ходатайства.

Напомним, по версии следствия, 11 декабря 2020 года гражданин Российской Федерации Боровиков, находясь за рулём Ford Raptor, совершил ДТП, в результате чего погибло двое граждан Казахстана – пенсионер Владимир КРУТЬКО и его малолетняя внучка Арина БОРЗИЛОВА. Ещё трое пассажиров Kia Rio – Нина КРУТЬКО, Наталья БОРЗИЛОВА и несовершеннолетний Андрей БОРЗИЛОВ попали в больницу с серьёзными травмами.

Отвечая на вопросы своего адвоката, подсудимый сообщил, что на момент ДТП его водительский стаж составлял 10 лет. По той дороге он ездит на протяжении длительного времени как минимум два раза в день – с работы и на работу, так как живёт в том районе: от его особняка до опасного поворота примерно 6 км. Более того, до ареста регулярно делал там пробежки.

По словам Боровикова, дорогу в зимнее время коммунальные службы никогда не чистят, из-за чего после обильных снегопадов образуется опасная колея. Более того, обзорность ограничивают кустарники и деревья по обочине, которые тоже никто не подстригает.

Моя скорость была примерно 40-50 км/ч, но перед затяжным поворотом я её снизил и приготовился к манёвру, чтобы пройти поворот. По моей полосе движения была колея. При прохождении поворота я увидел движущийся по моей полосе белый автомобиль. До момента удара у меня возникла мысль: почему водитель встречного автомобиля не уходит с моей полосы? Потом произошёл удар и машины отбросило, - пояснил Даниил Боровиков.

Затем, по его словам, он вышел из своего автомобиля, осмотрел его, после чего отправился к Kia Rio, где увидел заблокированного водителя, который был в сознании. Тогда он обошёл автомобиль со стороны пассажира, увидел там пострадавшую Наталью Борзилову. В это время сработал вызов аварийной системы Kia Rio, он сообщил оператору, что требуется помощь. На заднем сиденье он сначала увидел Нину Крутько, которая лежала между рядами сидений. Под ней лежала Арина Борзилова.

Я переложил бабушку на заднее сиденье. Я знаю, что при ДТП нежелательно трогать пострадавших, но так как под ней был ребёнок, сделал это. После чего достал девочку. Она была без сознания, но пульс прощупывался, - сообщил Боровиков.

Первая карета скорой помощи прибыла быстро и увезла Наталью Борзилову с детьми. После чего приехали сотрудники ДЧС, которые освободили из искорёженного автомобиля Владимира Крутько. Его с супругой увезли прибывшие следом две кареты скорой помощи.

Заявляли ли пострадавшие в тот момент вам какие-то претензии? – неожиданно ошарашил вопросом адвокат Опанасюк.

То, что в этом судебном процессе у некоторых участников свои специфические нормы морали, в принципе, было понятно с самого начала. Но, похоже, сам подсудимый Боровиков не ожидал такого вопроса. И после пояснений адвоката о том, что, может, пострадавшие как-то выражали свое возмущение в его адрес и обвиняли в нарушении правил вождения, ответил отрицательно.

Полиция, как пояснил Боровиков, приехала уже после того, как с места ДТП увезли пострадавших. Первым делом прибывшие сотрудники потребовали у него документы.

Один из сотрудников полиции сразу же утвердительно сказал: ты выехал на встречную полосу. Рассказывай, как это было, почему тебя занесло. И начал задавать какие-то вопросы. Я сообщил им, что чувствую себя плохо и попросил вызвать "скорую", - продолжил подсудимый.

По его словам, место аварии не было отгорожено и перекрыто. Потому и не было зафиксировано при составлении схемы ДТП, что фрагменты автомобилей разлетелись на большое расстояние. При этом непосредственных очевидцев столкновения не было. Лишь после аварии остановились водители проезжавших мимо авто.

Затем прибыла еще одна "скорая", в которую Боровикова посадили в сопровождении сотрудника полиции. В больнице, куда его доставили фактически под конвоем, сразу же взяли анализ крови и мочи.

Любопытно, что адвокат Опанасюк в этой части допроса постоянно задавал вопрос своему подзащитному, были ли сотрудники полиции и приставленные ему бесплатный адвокат в условиях карантина в халатах и масках.

Также Боровиков пояснил, что с момента ДТП у него не было возможности пообщаться со стороной потерпевших. Но его родители пытались выйти на контакт и переговорить.

Отвечая на вопросы адвокатов потерпевших, подсудимый даже попытался сделать расчёт времени столкновения автомобилей. По его подсчётам, он заметил Kia Rio на расстоянии примерно 60 метров, и при общей скорости автомобилей в 100 км/ч до момента удара прошло менее секунды. То есть на принятие каких-либо решений у него не было времени.

Вам ничто не мешало уйти вправо согласно схеме ДТП, - вступил в полемику во время подсчётов подсудимого адвокат потерпевших.

Я не согласен со схемой, так как неправильно указаны размеры, - ответил Боровиков.

Где по-вашему находится место столкновения? – уточнил защитник.

Немного ближе, чем на схеме, на моей полосе, до примыкания переулка, - пояснил подсудимый.

Защитник потерпевших, прикинув расстояние на местности, сразу же задал другой логичный вопрос:

Как вы объясните, что ваше авто развернуло и выбросило на другую полосу, если вы ехали всего 40 км/ч?

Подсудимый ещё несколько раз пытался сделать расчёты, которые бы доказали, что у него не было времени на манёвр и торможение. Вспомнил даже про центробежную силу. При этом, как указали потерпевшие, почему-то двухтонный Ford Raptor развернуло и выкинуло на встречную полосу, а более лёгкая Kia Rio смятая отлетела назад.

Обратили внимание адвокаты потерпевших и на тот нюанс, что с момента ДТП и до самого помещения в следственный изолятор в руках Боровикова всегда был мобильный телефон, по которому он мог связываться с родителями и адвокатом. Но даже после того, как к нему приставили конвой, Боровиков почему-то не понимал серьезность своего положения.

Прокурор Галина КЕРДЕКАЕВА также задала несколько вопросов Боровикову. В том числе уточнила, признаёт ли он в какой-либо части иск потерпевшей стороны. Здесь тоже пришлось объяснять выпускнику МГУ имени Ломоносова Боровикову, что существует разница между уголовным делом и гражданским иском потерпевших.

Отдельно вопросы прокурор задала относительно зоны отдыха "Космос", на которой свидетели по делу часто видели автомобиль Боровикова. На что он пояснил, что давно там жил, а потому владельцы и охрана "Космоса" разрешали ему беспрепятственно передвигаться по частной территории.

Даниил Боровиков, отвечая прокурору, заявил, что виновным в ДТП себя не считает. И гражданский иск также не признаёт в полном объёме.

Затем вопросы подсудимому задала судья Шаяхметова, так как между показаниями в суде и в протоколах допроса возникли существенные расхождения.

В суде, спустя почти год после ДТП, Боровиков сказал, что до Kia Rio было примерно 60 метров, а в протоколе допроса сразу после аварии он указывал расстояние в 20 метров.

В протоколе подсудимый сообщал, что перед столкновением не пытался затормозить и повернуть в сторону, а в суде заявил, что и тормозил, а также пытался совершить манёвр.

В протоколе Боровиков допускал, что водитель Kia Rio просто мог не увидеть Ford Raptor, так как его ослепило солнце. В суде твёрдо стоял на том, что Крутько ехал по встречной полосе движения, чем нарушал ПДД.

Была у вас возможность предотвратить ДТП? – ещё раз спросила судья.

Это около секунды от момента обнаружения Kia Rio и столкновения, - ещё раз принялся за расчёты Боровиков.

То есть вы считаете, что у вас не было возможности предотвратить ДТП?

- Да.

Затем судья переспросила про марку автомобиля и какие были шины в тот день у Ford Raptor. Он оказался 2017 года выпуска, купленный в салоне в 2018 году. Но где именно, Боровиков не смог вспомнить. Как и марку резины, которая, по его словам, прошла всего от силы полторы тысячи км. Но при этом Боровиков всё время говорил, что все данные можно перепроверить в интернете.

Вы не помните, где купили автомобиль, какую резину поставили, но помните, что двигались со скоростью 35 км/ч? – задала резонный вопрос судья Шаяхметова.

После чего подсудимому были заданы уточняющие вопросы по его месту работы, должностному окладу, месту учёбы. Выяснилось, что в Ford Raptor не было видеорегистратора, но была работающая система безопасности движения, которая должна была предупредить о возможном препятствии на дороге.

После окончания допроса судья сообщила, что суд переходит к стадии судебных прений. Назначила она их на среду, 8 декабря. После чего адвокат Опанасюк в очередной раз начал пререкаться с председательствующим и даже заявил, что он будет готовиться к прениям столько, сколько он сам того захочет. На что судья Шаяхметова зачитала ему нормы закона и предложила готовиться с подзащитным к прениям, а не тратить время на споры.

Небольшая словесная перепалка возникла у Опанасюка и Олега БОРОВИКОВА и со стороной потерпевших. 11 декабря 2021 будет годовщина смерти Владимира Крутько и Арины Борзиловой, и в конце недели намечены поминальные мероприятия, а сторона подсудимого ищет любой самый незначительный повод, чтобы затянуть процесс и отложить вынесение приговора.

Фото: © Ratel.kz / Сергей Перхальский.