Хозяин скотины возместит ущерб, причинённый локомотиву - КТЖ ГП предъявило иск почти на 1,5 млн тенге, передает Ratel.kz/

Фото: korrespondent.net

Арыский районный суд в последние дни июня закончил рассмотрение по-своему уникального гражданского дела – иска ТОО "Казахстан Темир Жолы Грузовые перевозки" к владелице коровы, которая (корова, а не владелица) попала под поезд еще в мае 2019 года. Для животного столкновение закончилось летальным исходом. Но это никого не волновало. Повреждения получил и локомотив, причем серьезные. Спустя два года после происшествия КТЖ ГП предъявило иск почти на 1,5 миллиона тенге.

После контакта с коровой, случившегося еще 24 мая 2019 года рядом со станцией Шагыр Арыского района Туркестанской области, в работе механизмов электровоза появились неполадки. Локомотив был обследован, повреждения выявлены. Как указано в составленном акте, "деформирован рычаг СА-3, имеется деформация посадочного места по месту крепления кронштейна рычага СА-3, погнут крепежный болт приемной катушки, деформирован кронштейн приемной катушки". Согласно калькуляции на выполнение ремонтных и дополнительных работ, сумма расходов составила 1 355 788 тенге 50 тиынов с учетом НДС. Которые истцы и просили взыскать с ответчика - Маржан САМЕНОВОЙ.

Саменова тогда же, в мае 2019 года, была привлечена к административной ответственности за нарушение правил выпаса скота в полосе отвода железных дорог, получив предупреждение.

Теперь же, в суде, она заявила, что корова вовсе не ее. Просто она тогда взяла вину на себя по просьбе родственника.

Но, видимо, сама Маржан понимала, что такие отговорки вряд ли ей помогут. А потому наняла адвоката, с которым они заявили уже более аргументированный довод – сумма ущерба чрезмерно завышена, не учтен амортизационный износ.

Суд изучил представленные материалы, признав и правомерность иска, и доводы ответчика. А потому просчитал амортизацию и сократил сумму иска до 845 034 тенге. Суд еще приплюсовал сюда процессуальные издержки в 25 351 тенге и обязал ответчика все это возместить. Судебный процесс длился с середины марта до 1 июля 2021 года.

Обо всем этом мы узнали из решения Арыского районного суда, выложенного в судебном кабинете ВС РК уже после того, как гражданское дело закончилось. Естественно, появились вопросы – а почему КТЖ ГП подало иск аж через два года, часто ли рассматриваются такие дела и пр.

Связались с юридическим отделом филиала КТЖ ГП по Туркестанской области. И тут началось не менее интересное.

- Никаких подобных исков мы не подавали, - сообщил юрист филиала Асет ЕШЕНКУЛОВ. – У нас в Туркестанской области всего три юриста, уполномоченных представлять интересы филиала в судах – в Арыси, в Сарыагаше и Шымкенте. И никто подобные дела не вел.

Мы направили юристу приговор суда. И выяснилось, что дело вели юристы столичного офиса КТЖ ГП. И местных об этом даже не предупредили.

Проблема со скотом на железнодорожных путях очень актуальна, рассказал начальник отдела путей Шымкентского отделения магистральных сетей Баглан БОРЫКБАЕВ.

Местные жители заводят свой скот в запретную зону – и даже привязывают коров изнутри к решетке ограждения, заботливо установленной железнодорожниками специально для того, чтобы не допустить к полотну коров, баранов, людей, машины и пр. Но ограда не останавливает местных жителей. Они специально делают лазы в ограждении, а то и вовсе разбирают и похищают металлическую сетку. Чтобы ходить было удобнее, да и в хозяйстве пригодится. А с наступлением весны-лета еще и загоняют сюда свой скот - потому что в запретной полосе "трава гуще и вкуснее".

В основном все местные коровы натренированы и не боятся близко идущего поезда, даже если он подает громкие гудки-сигналы. Но нередко животные пугаются, срываются с привязи и попадают под колеса. Поезда задерживаются, получают повреждения. Вместе с линейной полицией представители КТЖ ведут поиск хозяев скота.

- Но владельцы не признаются, опасаясь штрафа, - объясняет Б. Борыкбаев. – У домашнего крупного скота на ушах должно стоять тавро. Но местные свой скот не таврируют. И предпочитают бросить корову, чем платить штраф. Эта туша потом гниет на путях, и нам приходится ее самим хоронить.

Очень редко находится хозяин животины. Его, как правило, привлекают к административной ответственности. Но в Шымкенте и Туркестанской области еще ни разу не предъявляли иски о возмещении ущерба, причиненного техсоставу в результате столкновения с животным.

- В принципе, дело это несложное, - высказали свое мнение туркестанские юристы. - Хозяин животного был установлен. Его ответственность подтверждена административным судом. Акт о повреждении электровоза имеется. Срок исковой давности не прошел.

Возможно, в головном офисе "Казахстан Темир Жолы Грузовые Перевозки" создана специальная юридическая группа, которая начала инициировать подобные судебные тяжбы. Отправить юриста в командировку для фирмы не проблема, тем более что проезд поездом для сотрудников КТЖ бесплатный. Служебная гостиница у КТЖ имеется в каждом регионе. Да и выигрыш дела, пусть даже с учетом амортизации, окупает расходы.

И не исключено, что иски к хозяевам скотины, о которую бились поезда, в Казахстане станут массовыми.