Процессуальные нарушения, допущенные полицейскими при осмотре места происшествия, не позволяют суду установить истину по делу. 11.12.2020 года два сотрудника дорожной полиции города Темиртау Абдрахманов и Утегалиев выехали на место ДТП, в результате которого пострадали люди. По правилам, в таких случаях схему транспортного происшествия составляют дознаватель или СОГ. Однако, сотрудники дорожной полиции почему-то не стали ждать их прибытия и составили схему сами. Как оказалось уже в суде, - их документ пестрит ошибками.

Так, например, на данный момент, не представляется возможным точно определить место аварии и восстановить события. А это важно для определения виновного в происшествии, тем более что в ДТП погибло 2 человека. Чтобы выяснить, кто нарушил правила дорожного движения, было проведено 2 экспертизы. Их выводы (по месту аварии и событиям происшествия) противоречат друг другу.

Обстоятельства дела

11.12.2020 года, около 11ч 40мин на окраине Темиртау, при движении со стороны проспекта Республики в сторону дачного общества «Энергетик» произошло лобовое столкновение автомашин Ford F-150 и Kia Rio. В результате ДТП водители обеих автомашин и пассажиры, находившиеся в салоне «Kia Rio» получили значительные травмы и были госпитализированы. 2 человека (среди них ребенок) скончались.

По данным полиции ширина проезжей части составляла 4,7 метров (хотя должна быть 6 метров). Все остальное пространство было засыпано снегом. При этом, видимость у водителей автомобилей была ограниченной, ввиду различных обстоятельств (затяжной поворот, наличие деревьев в сторону движения к проспекту Республика)

Столкновение машин

По версии следствия водитель Ford F-150 выехал на встречную полосу (нарушение пункта 9.1. ПДД РК). Однако, исходя из утверждения полицейских, которые установили, что ширина проезжей части была 4,7 метров, это утверждение кажется сомнительным.

Дело в том, что дорога, на которой произошло ДТП, принадлежит IV категории. А это значит, что ширина одной полосы движения должна равняться 3 метрам. Проезжая часть, имеющая две полосы движения, должна иметь минимальную ширину 6 метров. То есть дорога соответствует стандартам, по крайней мере, в летнее время. Но зимой, из-за снегопадов становится уже. Однако, это не должно влиять на составление схем и определения истины по делу.

Судя по всему, полицейские просто не знали правила составления схем при ДТП (приказ министра от 9.02.11), а потому вместо того, чтобы взять известные параметры (ширина дороги 6 метров), измерили ширину снежного наката. Но если брать их сведения за истину, получается, что автомашины двигались по односторонней дороге. По словам родственников одного из участников аварии, об этом неоднократно говорили в суде различные специалисты:

- Полоса движения должна обеспечить безопасный проезд транспортного средства, а не просто поместить его на этой полосе. Она должна составлять не менее 3-х метров. Соответственно, она может быть и больше, но если ширина 4.7 метра, то, соответственно, не более одной полосы получается, - сказал во время допроса в суде специалист Александр Яндоло.

- Ширина 4.7 метра имеет только одну полосу, но обусловлено это тем, что проезжая часть, имеющая две полосы, должна иметь, в общем, ширину не менее 6 метров, но если ширина 4.7 метра - она не может быть двухполосной, - вторил ему специалист Владилен Цой в ходе своего допроса.

Но если на улице была только полоса одна, тогда кто выехал на встречную полосу?

Если попытаться визуализировать ситуацию получается, что 2 автомашины общей шириной 4,17 – 4.19 метров ехали по дороге на встречу друг другу (при этом общая ширина дороги 4,7 метров). Скоростной режим дороги (60 км/ч). Ford F-150 едет на скорости 35 км/ч (данные из материалов дела), выезжает из поворота, его обзору мешают деревья, находящиеся с его стороны движения, а Kia Rio на скорости 66 км/ч в этот поворот входит, и по данным следствия, расстояние КИА от края снежного наката» (судя по схеме) составляет 1 метр. Водители обнаруживают друг друга на расстоянии 60 метров и просто не успевают затормозить.

К слову, после этой страшной аварии на этом участке (со стороны КИА)  появился знак «внимание опасный поворот» и ограничение скорости до 40 км/ч. Ранее этого знака здесь не стояло.

Знак ограничения скорости и знак "опасный поворот"

«Учитывая скорость сближения машины Ford F-150  и KIA, равной 101км/ч (66 км/ч КИА + 35км/ч Форд)  и расстояние, на котором была обнаружена опасность (по словам очевидцев это около 60 метров)  на оценку ситуации, принятие решения, реагирование и избежание столкновения было около 2,14 секунд.  Данного времени недостаточно для оценки ситуации, реагирования и принятия решения. Согласно методической литературе, минимальное время реакции каждого водителя составляет - 0.6 секунд, время срабатывания тормозного привода каждого автомобиля – 0.2 секунды, время нарастания замедления каждого автомобиля - 0.1 секунда. Так что до полной остановки двух автомобилей необходимо 120 метров, а не 60 метров», - говорится в заключение специалистов №002 (в материалах уголовного дела).

Эти факты не помешали следствию установить виновного по делу, им стал водитель Ford F-150 Даниил Боровиков. Ему грозит до 10 лет лишения свободы. Однако, следователь так и не пояснил в чем он конкретно виноват.

- Что конкретно сделал мой сын, куда выехал, насколько выехал, насколько превысил скорость? Ни на один этот вопрос в течение следствия не было дано ответа. Ответов на эти вопросы мы не нашли и в ходе судебного следствия. В материалах дела нет данных о проезжей части, ширине полос движения, не установлена та же условная линия, разделяющая полосы, которую он якобы пересек, - прокомментировал ситуацию отец Даниила Боровикова.

Пострадавшие из автомобиля KIA уверены, что в ДТП виновен водитель Ford, и настаивают, чтобы его осудили по всей строгости закона. Между тем, о том, что водитель Форда нарушил правила дорожного движения, выехав на полосу встречного движения, полицейские заявили, не успев должным образом осмотреть место и составить схему происшествия.