фото из свободных источников

В Нур-Султане продолжаются слушания по делу компании «Astana-Nord Group». Сотрудники департамента Госдоходов насчитали им 200 млн тенге дополнительных налогов, утверждая, что бизнес обманул государство, указав в декларации не ту классификацию товара.

Компания «Astana-Nord Group» занимается продажей шин для автомобилей, работающих на карьерах, строительных площадках. Но в ДГД уверены, что предприниматель завозил в Казахстан шины для дорог общего пользования для неких дорожных самосвалов, которых не существует ни в одном юридическом документе ратифицированном в Казахстане. Налог на такую продукцию значительно выше. Так и появились 200 млн тенге дополнительных налоговых обязательств. Хотя по определению – самосвал это грузовой автомобиль, который работает в условиях бездорожья, на карьерах, рудниках, стройках и так далее. 

Стоит отметить, - чистая прибыль компании от продажи шин (тех, о которых ведет речь департамент Госдоходов) составила 21 млн тенге, а потому оплата выставленного государством счета для нее будет фатальной.

Читайте также: На что идут сотрудники Комитета Госдоходов для пополнение государственной казны

На протяжении  нескольких заседаний юристы компании приводили аргументы в свою пользу: маркировка на колесах, рисунок, глубина протектора – все как у шин для работы на карьерах и строительных площадках. Оппоненты заявляли, что самосвал – не является спецтехникой и ездит по дорогам общего пользования, а потому «Astana-Nord Group» должна заплатить. Сегодня в суде выступил представитель китайского завода, где шины были изготовлены. Он тоже подтвердил – договор с компанией был заключен только на шины для специализированного транспорта, и не предназначены для использования на дорогах общего пользования. Но, прокурора и представителя департамента Госдоходов его слова не убедили.

В суде

Представитель завода SPORTRAK TIRE CO., менеджер по странам СНГ Ли Пэнфей сообщил суду, что продает шины компании «Astana-Nord Group» уже три года. И что запрос был сразу на шины для бездорожья и карьеров. И именно поэтому на них стоит маркировка 60 км/ч.

- Эти шины, по стандарту, не больше 60 км/час. Максимальная скорость, которую может развить машина на таких шинах не более 80 км/ч, но по стандарту, автомобиль должен передвигаться со скоростью не более 60 км/час. Потому что они карьерные, они не грузовые или легковые шины, поэтому на таких шинах быстро ездить нельзя, - сообщил Ли Пэнфей

Он пояснил, что маркировка с ограничением скорости (те самые 60 км/ч) только на одной стороне шины была сделана по международным стандартам, пресс-формой. По его словам, с двух сторон такая метка обязательна только для шин, предназначеных для грузового или легкового транспорта.

- Скажите, пожалуйста, у вас эти таможенные декларации, по вашей таможне оформлялись как карьерные шины или каким то другим образом? – спросил одни из участников процесса

- Все декларации, которые поставляли в «Astana-Nord Group», все одинаковые с вашей стороны и нашей стороны. Получается когда мы оформляем заказ и отправляем вам шины для карьеров, мы в декларации указываем, что это товар для спецтехники. Мы сдаем одинаковые документы на таможенные посты обеих стран, и получается, что наша таможня согласовала с вашей, что этот товар для спецтехники, - ответил представитель завода-изготовителя.

Кроме того, отвечая на вопросы прокурора Ракишева Ли Пэнфей сообщил, что в Китае такие шины используются на нефтяных месторождениях, карьерной местности и стройках.

Читайте также: Ошибки налоговиков могут стать причиной банкротства компании

В пользу того, что шины были для спецтранспорта и использовались по назначению, ранее высказывались свидетели и приобретатели, которые предоставляли техпаспорта и фотографии с мест эксплуатации. Эти аргументы были проигнорированы судом в первой инстанции. Сегодня были проигнорированы прокурором Ракишевым.

- (приводим цитату прокурора без редакторской правки) Исследуя все эти доказательства, доводы, все же полагаю что со стороны департамента классификация товаров по субпозициям и позициям была оценена верно. Соответственно те вопросы которые возникают после выпуска товаров на территорию, они в последующем, значит, департамент таможенный не имеет право проверять, это прямо закреплено законодательством. Соответственно в этой части полагаю, что их деятельность обоснована. Соответствующий акт, последующий внесенный на основании этого также является обоснованным. Прошу суд решение первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, - высказался в суде прокурор Ракишев.

Дело в том, что зашли шины из Китая в Казахстан (по классификации) как для бездорожья, а сотрудники департамента, уже позже при камеральной проверке поменяли его классификацию, благодаря чему и доначислили 200 млн тенге. Хотя факт использования шин на карьерах был подтвержден выездной проверкой ДГД и отражен в актах этой проверки, также подтвержден письмами конечных покупателей.

К слову, прокурор Ракишев отметил, что представитель китайской компании не привел новых доказательств в пользу того, что шины были предназначены для специализированного транспорта (самосвалы тоже таковыми считаются – от авт.), и не обратил внимания на его показания о том, что документы в обеих странах на эти шины – идентичные.

Примечательно, что компания «Astana-Nord Group» и представитель китайского завода SPORTRAK TIRE CO неоднократно предлагали сотрудникам ДГД Нур-Султана запросить информацию о шинах у китайских коллег, в рамках программы по обмену электронными данными (ПИ -предварительная информация) по грузам между РК и КНР. При таком сканировании QR-кода экспортной декларации КНР всегда можно выяснить, был ли представлен оригинал документа или нет. Но это предложение было проигнорировано, а дело ушло в суд.

Решение суда будет оглашено завтра 17.02.22 в 9:15.