Это второй случай в РК, когда дело о воспрепятствовании профессиональной журналистской деятельности доходит до суда, и первый, когда истцы в нём одерживают победу, сообщает Sotreport.kz, со ссылкой на Ratel.kz

Судебная коллегия по уголовным делам Северо-Казахстанского областного суда рассмотрела уголовное дело в отношении начальника охранной службы ТРЦ "Достык Молл" и отказала в удовлетворении его апелляционной жалобы на приговор, вынесенный по делу о воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналистов.

Напомним, инцидент произошел еще 2 августа 2021 года в крупном торгово-развлекательном центре "Достык Молл", куда съемочная группа телеканала "Хабар 24": Самат Джакупов, Наталья Волкова и телеоператор Толеген Иманов приехала снимать сюжет о работе программы ASHIQ. Сотрудники охраны торгового центра силой выпроводили журналистов из здания. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Лжетерроризм в Казахстане: число нарушений выросло в три раза

- К нам подошла сотрудница администрации ТРЦ, которая стала спрашивать, есть ли у нас разрешение на съемку, - рассказал Самат Джакупов. – Мы пояснили, что разрешение нам не требуется, так есть как закон о СМИ. Девушка, вернувшись, потребовала, чтобы наше руководство связалось с ее руководством и согласовало съемку. Тем временем наш оператор зашел в холл на первом этаже. Один из охранников подошел к нему и спросил о законности съемки. Тот ответил, что нам не нужно получать разрешение на съемку. Мы отвлеклись на разговор с администратором и через некоторое время услышали грубый разговор и увидели, как нашего оператора уже выталкивают из холла в тамбур. Он пытался защитить имущество канала – камеру, кричал, чтобы охранники ее не трогали. Один из них схватил за ножки штатив и стал выталкивать телеоператора в сторону выхода, еще двое ему помогали. В итоге вытолкали, а охранник бросил штатив на землю.

Как все было на самом деле, можно узнать, благодаря видеозаписи, сделанной самими "хабаровцами". По словам Толегена, руководитель службы безопасности ТРЦ Сутан Сагандыков потребовал прекратить съемку и отдал приказ охране "убрать его отсюда". Иманов пытался остудить пыл охранников, выполняющих это распоряжение, говорил, что их действия подпадают под статью 158 УК РК. Но ничего не помогало. И напрасно! 

В феврале 2023 года приговором Петропавловского городского суда начальник службы безопасности ТРЦ Султан Сагандыков признан виновным по ч. 2 ст. 158 УК РК (воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем создания условий, препятствующих выполнению такой деятельности, с использованием своего служебного положения, с повреждением имущества). Он получил один год ограничения свободы. 

И хотя на основании закона "Об амнистии в связи с 30-летием Независимости РК" он был освобожден от основного наказания, истцы и их защитник Дмитрий БАРАНОВ остались довольны. Сурового наказания они изначально не жаждали, для них был важен сам прецедент. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Казахстанку, приговоренную французским судом к 20 годам, признали невиновной

Осужденный счел иначе, настаивая, например, что "оператор - не журналист", а "видеокамера серьезный повреждений не получила". Но судебная коллегия приговор Петропавловского городского суда в отношении Сагандыкова оставила без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Кроме того, решила взыскать с Сагандыкова в пользу каждого из троих потерпевших по 50 тысяч тенге в счет компенсации их затрат на услуги адвокату. Апелляционное постановление вступило в законную силу с момента его оглашения. 

- Жалоба осужденного на то, что в его действиях отсутствует состав преступления, является необоснованной, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 20 закона РК о СМИ, журналист имеет право посещать государственные органы, организации всех форм собственности и быть принятыми должностными лицами в связи с осуществлением служебных обязанностей, - пояснил судья Абай РЫСКАЛИЕВ. - Судом правильно квалифицированы деяния Сагандыкова – воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем создания условий, препятствующих выполнению журналистами законной профессиональной деятельности с повреждением имущества.    

Надо сказать, журналистам СКО приходится регулярно сталкиваться с непониманием специфики их работы, нелепыми запретами на фото и видеосъёмки. Основанием может быть все, что угодно: от плохого настроения маленьких и больших боссов до внутренних правил. Иногда складывается впечатление, что закон РК "О СМИ", который гласит, что журналист имеет право производить записи с использованием аудио-, фото- и видеотехники, за исключением случаев, запрещенных законодательными актами РК, коими внутренние инструкции разных коммерческих и некоммерческих объектов быть никак не могут, у нас вообще не работает.

Хозяева разных объектов, службы безопасности вводят некие правила согласования и запрета на фото- и видеосъемку, требуют от журналистов непонятной аккредитации. А чем объяснить появление знаков, означающих запрет на вход в здание с видеокамерами и микрофонами, вообще непонятно. Толеген отмечает, что в любом случае никакой закон не разрешает охранникам частных объектов выталкивать на улицу людей, которые ничего не воруют, не ломают, противозаконного не совершают.

В крайнем случае они обязаны вызвать полицию, чего тогда сделано не было. Это сделал сам Иманов, именно благодаря его настойчивости дело было вообще заведено. Досудебное следствие неоднократно прекращалось "за отсутствием состава преступления", но после публичной огласки, волны общественного возмущения, вмешательства прокуратуры возобновлялось. 

Сколько раз так было, Толеген уже и сказать не может. Журналистов поддерживал фонд "Адил соз" (представитель Елена Кузнецова). В то, что эта ситуация разрешится пользу "хабаровцев", верилось и не верилось. Но они одержали победу. Говорят, капля камень точит. Может, это заставит разных "запретителей" серьезнее относиться к труду журналистов и закону о СМИ.         

Фото автора и из открытых источников.