©ЭК/Андрей ХАЛИН

От пяти до ста тысяч тенге за паспорт вакцинации брали изобличенные эскулапы, передает ЭК.

Специально для ЭК интервью по этим громким делам дали заместитель начальника центра по борьбе с киберпреступностью МВД РК Рустем Дюсетаев и старший дознаватель по особо важным делам следственного департамента МВД РК Нурбол Тасмагамбетов.

Всего с начала года полиция возбудила 61 дело за подделку паспортов и 62 ПЦР-справок. За подделку ПЦР-справок и фиктивное вакцинирование изобличены 25 медработников. Из них 8 врачей и 17 работников медперсонала, а также 9 посредников,

— поведал Рустем Дюсетаев.

— Сейчас у тех, кого изобличили в использовании фальшивых паспортов вакцинации, горит зеленый статус в Ashyq. Будет ли МВД взаимодействовать с Минздравом по данному вопросу?

— Данный вопрос прорабатывается в рамках специально созданной Межведомственной рабочей группы по пресечению фактов распространения поддельных паспортов вакцинации и ПЦР-тестов, — отвечает Нурбол Тасмагамбетов. — Минздрав будет прорабатывать механизм удаления из базы вакцинированных тех, кто прививку фактически не получил. Тогда гражданину можно будет получить вакцину.

— Как делается фиктивный паспорт вакцинации?

— Чаще всего речь идет о фиктивном вакцинировании, когда в базу данных вводят ложные сведения, что человек прошел оба этапа вакцинирования. Зачастую это все происходит не без вмешательства медработников. Что касается ПЦР-тестов, то проверить его очень легко, достаточно просто проверить в онлайн-режиме, есть ли такой документ. Например, недавно задержан гражданин Узбекистана с фальшивым ПЦР-тестом, который он изготовил сам, — рассказал Дюсетаев.

— Врачи должны быть более сознательными и понимать, чем чреват такой бизнес. В каких должностях работали изобличенные лица?

— В одном случае был задержан заведующий отделением частной клиники. Остальные — врачи. В большинстве случаев это медсестры. Недавно задержан студент Медакадемии, который работал в частной клинике лаборантом, гражданин Таджикистана. Он изготавливал поддельные отрицательные ПЦР-тесты, — поведал Дюсетаев.

— Какое-то время можно было видеть в интернете объявления о продаже ПЦР-тестов и паспортов вакцинации. Была ли проведена проверка таких предложений?

— Такие объявления поначалу были. Мы ими занимались. Чаще всего это были зарубежные объявления, в большинстве — мошенники. Мы пробовали с ними вступить в переписку и убеждались в этом. Мы направляем такие объявления на блокировку в уполномоченный госорган, — отметил Дюсетаев.

— То есть чаще фиктивные документы продавались с глазу на глаз?

Как правило, продажи поддельных паспортов вакцинации идут по знакомству, через медработников и их родственников. К примеру, в Актюбинской области мужчина находил тех, кому нужны справки, и через свою супругу-врача делал поддельные ПЦР-справки,

— говорит Дюсетаев.

— При каких обстоятельствах попадаются продавцы фиктивных документов?

— Мы выявляем таких лиц при получении достоверной оперативной информации. Далее мы начинаем проверку. В ряде случаев получаем сообщения от граждан. Бывает, что расследование уголовных дел приводит к медработникам. К примеру, фиктивная ПЦР-справка может выявиться при ее предъявлении в аэропорту либо подделку выявляет работодатель. Возбуждается уголовное дело. Чаще ПЦР-справки изготавливаются вручную, путем сканирования документов. В этом случае проверить его можно по QR-коду. Также в ряде случаев мы проводим контрольную закупку у лиц, изготавливавших фиктивные документы. К примеру, при проведении одной закупки мы достоверно знали, что медсестра выливает вакцину за деньги. И гражданин ранее уже сообщил, что ему предложили сделать фиктивную вакцинацию, — отмечает Дюсетаев.

— Какое наказание грозит продавцам и клиентам за покупку фиктивных паспортов и ПЦР-справок?

— Ответственность за подделку документов предусмотрена статьей 385 УК. Часть первая предусматривает штраф до 2 000 МРП или лишение свободы до двух лет. Если группой лиц совершается деяние, то санкции жестче — штраф до 4 000 МРП или лишение свободы до четырех лет. А за использование поддельных документов наказание меньше. Штраф — до 160 МРП или арест до 40 суток, — отмечает Тасмагамбетов.

— Были ли уже оглашения приговоров по данным делам?

— Мы направили в суд восемь дел по ПЦР-справкам. И по четырем фактам использования фальшивых документов состоялись обвинительные приговоры. Суд ограничился штрафом. Это произошло в Павлодарской, Карагандинской и Костанайской областях. Что касается фиктивных паспортов вакцинации, то мы направили в суд три дела в Актюбинской области. Сейчас большое количество дел находится на стадии завершения, — говорит Тасмагамбетов.

— Сколько случаев поддельной вакцинации уже выявлено?

Это число динамичное и может меняться каждый час в рамках расследования уголовного дела. К примеру, мы проверяем изобличенного врача и запрашиваем сведения, сколько человек прошло через него. Поэтому и длительность таких дел больше,

— поведал Дюсетаев.

Сейчас по поручению Главы государства уделяется большое внимание профилактике таких правонарушений. Причем всеми заинтересованными органами. И мы видим снижение таких случаев,

— подчеркнул Тасмагамбетов.