Фото из открытых источников

Компания City Transportation system (бывшая ТОО «Астана ЛРТ») «живет» на дивиденды от денег из государственного бюджета. При этом главная задача компании – строительство и организация новой транспортной системы Астаны, в том числе линии легкорельсового транспорта. На реализацию этой задачи с 2011 года (регулярно) на счета компании поступают деньги из государственного бюджета. Но что же происходит с этими деньгами, после их поступления в ТОО «Астана ЛРТ»? Почему в столице так и не появилась новая транспортная система? И почему следствие и прокуратура пытается сделать виновными в отсутствии этой самой системы проектировщиков и чиновников средней руки, работавших на проекте с 2011 по 2015 годы (некоторые работали меньше)? - передает newtimes.kz.

Интересные детали о деятельности квазигосударственной компании City Transportation system (CTS) выясняются в специализированном межрайонном суде по уголовным делам под председательством судьи Виктории Семеновой.

На данный момент прокуратура обвиняет 9 человек в хищении 5,8 млрд тенге с проектов ТОО «Астана ЛРТ» путем завышения цен и привлечения к противоправным действиям мировых инженерных и консалтинговых компаний в области инфраструктурных, энергетических, экологических и городских решений SYSTRA, TIPSA и Бюро Веритас. При этом иностранцев об обстоятельствах дела никто ни разу не спросил, хотя, офисы Бюро Веритас находятся в Казахстане.

Как сообщила в суде во время допроса главный специалист финансового отдела «Астана ЛРТ» Залиха Шашдавлетова, всего из государственного бюджета на проект за все годы были выделено 48 млрд тенге.

Первый транш

Первый транш в размере 10,3 млрд тенге от государства в ТОО «Астана ЛРТ» был проведен в 2011 году. Но в работу деньги не пошли. Они попали в банк второго уровня на депозит, и лежали там до 2015 года. Все это время компания «Астана ЛРТ» ежегодно получала доход с этих вложений в размере от 300 до 900 млн тенге ежегодно. Их они, вроде как, направляли на свою операционную деятельность. Деньги лежали в «Альянс-Банк», «Банк - Астана финанс» и «АТФ Банк».

При этом 10 млрд тенге выделили под проект строительства линий легкорельсового транспорта, сделанного французской компанией. Но проект был приостановлен президентом Нурсултаном Назарбаевым ввиду его дороговизны. Правда, спустя 2 года, ему ничего не помешало одобрить более дорогостоящий китайский проект ЛРТ.

Но вернемся к первому ЛРТ. Из-за того, что Назарбаев именно «приостановил» проект, а не закрыл его, деньги «зависли». Ведь их выделили из бюджета на конкретные цели (целевые трансферты), а раз цель не достигнута, неосвоенный бюджет следовало вернуть. Но! В нашем случае проект «приостановлен». Так что компания «Астана ЛРТ» просто продолжала хранить их в БВУ и получать дивиденды (возможно, получает их до сих пор). Насколько это законно – вопрос открытый. И должна ли компания была платить государству налоги с таких доходов – непонятно. Да и вообще странно, что деньги налогоплательщиков используют таким образом.

Весной 2013 года на проектирование, составление документации и инженерные работы из 10 млрд тенге было выделено 4,5 млрд. Остальные деньги (5,8 млрд тенге) компания «Астана ЛРТ» оставила на депозите. Но в 2014 году правительство принимает решение реализовывать проект БРТ (автобусные линии) вместо ЛРТ.

Транш второй

В течение всего 2014 года на реализацию проекта БРТ из государственного бюджета на счета компании поступает еще 38 млрд тенге. Но:

  • 4 млрд тенге правительство у ТОО «Астана ЛРТ» отзывает, перенаправляя на строительство автобусного коммунального парка №1;
  • 1,2 млрд тенге компания ТОО «Астана ЛРТ» все же возвращает в бюджет как «не налоговые поступления»;
  • 8,8 млрд тенге ТОО «Астана ЛРТ» направляет компании «Кулагер», которая и является создателем «памятников коррупции». При этом деньги выплачивались строителям в счет аванса за оборудование по БРТ.

Примечательно, что когда и этот проект «приостановили», деньги строительная компания заказчику не вернула, пообещав отработать эти деньги в консорциуме с китайцами, строя линии легкорельсового транспорта. Но, не вернули, финансирование проекта закончилось, 254 млн долларов было украдено. Ну а судьбу китайского ЛРТ жители столицы наблюдают ежедневно.

- Проект приостановили, он должен был эти деньги вернуть, но ввиду того, что там есть трехстороннее соглашение, меморандум, кучу документов и республиканская бюджетная комиссия нам одобрение дала, что эти 8,8 млрд тенге «Кулагер» должен с китайцами там его отработать. И 8,8 млрд тенге, эта дебиторская задолженность не в виде «живых денег» («живые деньги» у Залихи Шашдавлетов это деньги которые фактически лежат на счетах компании – прим.), – пояснила ситуацию со строительной компанией ведущий специалист финотдела ТОО «CTS».

- Нет, они что, работу не выполнили? Если вы выставляете как дебиторскую задолженность? – поинтересовалась судья Виктория Семенова.

- У нас она была как дебиторская задолженность. То есть они нам должны были ее вернуть, потому что проект приостановили, нам оборудование по БРТ уже не нужно, - ответила ей Шашдавлетова.

- «Кулагер» должен был вернуть, проект был приостановлен, и оборудование не нужно. И получается, что не возвращают, но путем… – стала повторять логическую цепочку Семенова, но свидетель продолжила…

- Путем зачета дебиторской задолженности. То есть акт сверки между ЛРТ, между консорциумом китайских компаний, «Кулагером» подписывается трехсторонний акт сверки. То есть консорциум взял эту задолженность, что «Кулагер» ему должен работами (возместить – прим.), - заключила свидетель.

По неподтвержденной информации компания «Кулагер» принадлежит родственнику Имангали Тасмагамбетову, который по версии одного из подсудимых (бывший замакима Астаны) Каната Султанбекова, тоже «приложил» руку к хищениям с проекта «Новая транспортная система Астаны». Может быть поэтому, РБК, правительство и руководство столичного акимата простило строительной компании почти 9 млрд тенге.

Но вернемся к цифрам. 20,4 млрд тенге, по словам Шашдавлетовой, позже были направлены на реализацию проектов БРТ и ИТС. Правда пока, эта цифра выглядит сказочной. В суде еще не изучены документы о том, в каких объемах и за какую работу оплачивались деньги по проектам БРТ и ИТС, но по известным сейчас данным, эта сумма значительно ниже. И если это так, то напрашивается вопрос, а куда делись остальные деньги?

По показаниям свидетеля, после всех выплат у компании осталось 3,6 млрд тенге на казначейском счете. Закон стал запрещать размещение государственных денег на депозитах в БВУ. Правда почему это не помешало отправить 254 млн долларов с китайского ЛРТ на счет в «Астана Банк», до сих пор загадка.

Остаток от денег с 2010 года (5,5 млрд тенге) были направлены на реализацию китайского проекта ЛРТ в 2015 году. Правда были ли они реально куда-то направлены – пока неизвестно. Представители компании еще не предоставили суду платежки со своих счетов.

Удивительно, что никого не волновало и, видимо, до сих пор не волнует, что бюджетные деньги лежат на депозитных счетах и не достигают своих целей – не делают жизнь казахстанцев лучше. Зато на дивиденды от народных денег хорошо живут сотрудники ТОО «CTS», которая никакой очевидной пользы населению не приносит. Еще более возмутительно ситуация выглядит, если посмотреть на нее с точки зрения дефицита бюджета в стране, связанного сначала с пандемией, а теперь глобальным экономическим кризисом. В бюджете не хватает денег на выполнение социальных обязательств, правительство занимает деньги за границей, а в ТОО «CTS» деньги просто лежат, поддерживая банковский сектор страны.

Обратим внимание, штат ТОО «CTS», финансируемой бюджетными деньгами на 2022 год, составляет 310 человек. По словам Шашдавлетовой, зарплату компания платит с доходов от автобусных перевозок. Но верится в это с трудом. Вероятно, компания продолжает «держать» деньги на депозите и получать с них дивиденды.

Интересный факт, в одном из протоколов допроса, бывший финансовый директор Айна Иржанова рассказывала, как в ТОО «Астана ЛРТ» приходили представители Jusan Bank и просили разместить эти деньги на их счете. Кроме того, она рассказывала следователю, что компания хранит деньги в 4-5 разных банках. То есть, можно сказать, что ТОО «Астана ЛРТ» занималась кредитованием казахстанских банков за счет бюджетных средств.

Заседания продолжаются, адвокаты попросили представителей ТОО «CTS» предоставить все документы, подтверждающие перемещение денег со счетов компании. Часть из них уже представлена.