Фото: Ⓒ Ratel.kz / Елена Чернышова.

Неожиданно для многих завершился суд по этому резонансному делу: оказалось, что преступник страдал психическим расстройством, сообщает Sotreport.kz со ссылкой на Ratel.kz

Напомним, 13 июля прошлого года в микрорайоне Подгора Петропавловска, представляющем сплошной частный сектор, была изнасилована восьмилетняя девочка. Случилось это средь белого дня, всего примерно в 50 метрах от участкового пункта полиции. По словам очевидцев, искавший девочку отец услышал крик из кустов, но к этому моменту подонок успел скрыться.

Нашли его по горячим следам с помощью видеокамер. Оказалось, что это 27- летний житель Айыртауского района Северо-Казахстанской области Алексей МАЛЬЧЕНКО, который… отбывает наказание в одном из учреждений УИС СКО, откуда его и забрали оперативники.

Дело рассматривалось на закрытом судебном заседании. Журналистов пригласили только на оглашение приговора, где и выяснилось, что насильник страдал психическим расстройством и в момент преступления находился в невменяемом состоянии. А согласно части 1 статьи 16 УК РК, лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, уголовной ответственности не подлежит.

На этом основании судья специализированного межрайонного суда по уголовным делам Ерлан НУРШАРЫПОВ, освободил Мальченко от уголовной ответственности. К нему решено применить меры медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением.

Меру безопасности в виде помещения в специальную медицинскую организацию - ГУ "Республиканский психоневрологический стационар интенсивного наблюдения Минздрава РК" решено оставить без изменения. Процессуальные издержки и платеж по компенсации потерпевшим - отнести на счет государства, в удовлетворении гражданского иска законного представителя потерпевшей отказать.

Фото: Ⓒ Ratel.kz / Елена Чернышова.

- Суд разъясняет принятое решение, - сказал Нуршарыпов. - При рассмотрении дела нами было установлено, что Мальченко совершил насилие в отношении малолетней потерпевшей. Если бы он был здоров, его вина была бы полностью доказана. Но у нас есть судебно-медицинская экспертиза, которая проводилась комплексно, стационарно, Мальченко был долгое время под наблюдением. Согласно этим выводам, мы установили, что Мальченко в момент совершения общественно-опасного деяния находился в состоянии невменяемости, поэтому он не может в силу закона нести ответственность. Но ему назначены меры медицинского характера, то есть лечение в психиатрической больнице интенсивного типа, то есть он будет до полного излечения находиться под постоянным контролем врачей, это то учреждение, из которого он не сможет ни выйти, ни зайти. Поскольку было установлено, что Мальченко совершил все эти деяния в состоянии невменяемости, то он освобожден от всех процессуальных издержек по компенсации потерпевшим, и мы отказываем в удовлетворении гражданского иска, поскольку психически больной человек не может быть ни ответчиком, ни истцом в рамках рассматриваемого дела. Все участники дела могут обжаловать постановление в течение 15 суток с момента получения.

- Как давно установили, что он психически невменяемый? – спросили журналисты.

- Экспертиза была назначена после совершения им общественно опасного деяния, - пояснил судья. - Проводились две экспертизы. Точнее, даже три! Первая экспертиза сказала, что есть подозрение. Провели комплексную экспертизу. Она сказала, что эту экспертизу нельзя провести без стационарного наблюдения. Мальченко наблюдался около полугода у психиатров, после этого дали такое заключение. У нас нет оснований сомневаться в данной психиатрической экспертизе, поскольку она проведена комплексно, в составе четырех экспертов, имеющих надлежащую квалификацию.

В пресс-службе областного суда пояснили, что Мальченко состоял на учете в психиатрической больнице с психическим заболеванием с 2004 года.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 20 отцов в Восточном Казахстане получили уголовный срок за неуплату алиментов

"Прокурор, представители потерпевшей и его защитники просили освободить его от уголовной ответственности за совершение в состоянии невменяемости запрещенных уголовным законом общественно-опасных деяний и применить принудительные меры медицинского характера", - сообщили в пресс-службе.

Однако вопросы остались: если человек страдал психическим заболеванием, то как он оказался в обычном учреждении УИС? Почему этого никто не учитывал ранее, ведь под следствие Мальченко попадал неоднократно? Как могли невменяемого, отбывающего наказание, трудоустроить в городе, да еще и допустить его выход на улицу?

Напомним, этот сельчанин был ранее судим: сначала, в 2016 году, его судили за разбой, потом, в 2020 году – за грабеж, приговорив к 3,5 годам. Но вскоре преступника из учреждения максимальной безопасности перевели в учреждение минимальной безопасности. Такое постановление в декабре 2021 года принял Атбасарский районный суд Акмолинской области. В итоге этот человек оказался в колонии-поселении в селе Ольшанка Кызылжарского района, расположенной рядом с Петропавловском. Его трудоустроили разнорабочим, причем… в самом городе, на одном из предприятий близ места преступления.

Ранее журналистам объясняли, что трудоустраивать осужденных, отбывающих наказание в колонии-поселении, в пределах Петропавловска можно. В прокуратуре это подтвердили, сославшись на Уголовно-исполнительный кодекс и Трудовой кодекс РК. А в ДУИС СКО сообщили, что контроль за соблюдением трудовой дисциплины в таких случаях возложен… на самого работодателя. То есть именно он должен следить за тем, чтобы трудоустроенный у него зэк не оставил рабочего места без уважительной причины.

"По правилам работодатель обязан уведомлять администрацию учреждения в случае нарушения работником (осужденным) трудовой дисциплины, - ответили тогда в пресс-службе ДУИС СКО. - Контроль за поведением осужденных в этих случаях осуществляется сотрудниками по графику".

Представители СМИ надеются, что еще получат комментарии от ДУИС и прокуратуры, которая обещала взять это уголовное дело на особый контроль и дать принципиальную оценку действиям должностных лиц уполномоченных органов.