За последний год казахстанцы потеряли 15 млрд. тенге из-за интернет-мошенничества. Об этом сообщил начальник Центра по борьбе с киберпреступностью Департамента криминальной полиции МВД РК Жандос Суюнбай на пресс-конференции в Службе центральных коммуникаций. По его словам, с начала года зарегистрировали свыше 18 тыс. фактов мошенничества, - передает sotreport.kz.
Информационные технологии не только облегчают жизнь людям, но и дают больше возможностей для мошенничества. Особую тревогу вызывают звонки через подменные номера. Злоумышленники представляются сотрудниками банков или правоохранительных органов и таким способом обманывают людей. За 2022 год зарегистрировали свыше трех тысяч фактов подобного мошенничества. Но в МВД заверяют, что принимают меры профилактики по интернет-мошенничеству.
- Проводится обширная работа по информированию населения о мерах предосторожности. В августе-сентябре проведена обширная разъяснительная работа путем рассылки СМС-уведомлений. С операторами связи заключены меморандумы о противодействии фрод-звонкам, - сообщил Жандос Суюнбай.
Кроме того, в конце лета операторам связи поставили задачу блокировать подменные номера. После чего телефонное мошенничество снизилось на 22%. Если в октябре текущего года было 1 886 фактов, то в ноябре зарегистрировали уже 1 460 фактов мошенничества.
Помимо этого, казахстанцев предупредили об ответственности за пособничество в мошенничестве. В попытках заработать «легкие» деньги люди верят различным объявлениям и неосознанно помогают мошенникам. Например, открывают на свое имя карточку, абонентский номер, устанавливают себе банкинг либо передают карты другим лицам. После чего злоумышленники используют это для вывода денег, а доверчивые граждане становятся соучастниками преступления.
- Хотелось бы предупредить о последствиях участия в таких сомнительных схемах. По стране уже имеются факты задержания соучастников преступлений, их действиям дана правовая оценка, они понесут наказание в соответствии с уголовным законодательством, - сообщил Суюнбай.
В МВД еще раз напомнили о мерах безопасности, чтобы не стать жертвой киберпреступников:
- Не следовать телефонным инструкциям сотрудников банка или правоохранительных органов, связанных с кредитами, имуществом или деньгами. Правоохранительные органы не проводят специальных операций по телефону.
- Никому не говорить данные банковских карт, коды, кодовые слова и не передавать квитанции о переводах.
- Не доверять персональные данные неизвестным и непроверенным сайтам. Без проверки не производить предоплату либо договориться об оплате после получения товара;
- Не осуществлять переводы по сомнительным сделкам, остерегаться финансовых схем без прозрачного источника дохода;
- Для установки приложений пользоваться только официальными источниками App Store, PlayMarket и т.д.;
- Не переходить по ссылкам, которые направляют якобы для оплаты либо содержатся в СПАМ-рассылках от неизвестных контактов или в сплывающих окнах. Часто мошенники предлагают для оплаты перейти по ссылке, которая на самом деле является фишинговой;
- Регулярно менять пароли доступа к услугам банкинга, используйте 3D-защиту и другие меры безопасности, предлагаемые банками.
- Чаще проверять свои счета через мобильные приложения.
Мы в социальных сетях