Коллаж: Orda.kz

Верховный суд РК удовлетворил протест генпрокуратуры и постановил вернуть государству топливные склады, которые больше 20 лет назад передали в частные руки, сообщает Sotreport.kz со ссылкой на Orda.kz.

Речь идёт о той самой сделке, о которой Orda.kz уже писала в мае. Заключили её ещё в  2001 году. Тогда КТЖ передало в пользование компаниям «ТЭК-Алматы», «ТЭК-Астана» и «ТЭК-Барыс» часть своих активов. В том числе топливные склады, на которых хранится ГСМ для заправки и смазки локомотивов. 

Фото: КТЖ

 В 2008 году три компании под маркой ТЭК были объединины в одно ТОО «ТЭК-Казахстан», учредителем которой, в том числе, выступает компания, принадлежащая племяннику Тимура Кулибаева. 

Доказывать, что передача топливных складов в частные руки была незаконной, прокуратура начала уже вскоре после заключения сделки. Прокуроры разных уровней обращались в суд в 2002, 2010 и наконец в 2023 году. Но всякий раз судьи вставали на сторону частников. В том числе и в этом году, когда суды первых инстанций протесты прокуратуры отклонили.

Но Верховный суд РК решил иначе. Он постановил удовлетворить протест Генпрокуратуры. 

«Решение специализированного межрайонного экономического суда города Алматы от 20 июня 2002 года, постановление судебной коллегии по гражданским делам Алматинского городского суда от 7 августа 2002 года по данному делу отменить. По делу вынести новое решение об удовлетворении иска Юго-восточного регионального транспортного прокурора. Признать недействительной сделку купли-продажи материально-технических складов топлива, заключенную 5 ноября 2001 года между РГП «КТЖ» и ТОО «ТЭК-Алматы» - говорится в постановлении.

В качестве обоснования своего решения Верховный суд приводит два аргумента. Первый –  согласно указам «О государственном предприятии» и «О приватизации», имущество госпредприятия, коим являлось и является КТЖ, неделимо, а приватизировано может быть только в случае ликвидации предприятия. Во втором случае суд ссылается на закон «О железнодорожном транспорте» и аргументирует так:

«Магистральная железнодорожная сеть (в том числе инженерные сооружения на них) является исключительной государственной собственностью, отчуждение которой в частную собственность запрещено» 

Примечательно, что постановление Верховного суда, имеющееся в распоряжении Orda.kz, датировано ещё 13 июля. Но известно о нём стало только сейчас.