Верховный суд РК обнародовал концепцию поправок в конституционные законы по вопросам судебной системы. Одним из новшеств в случае принятия поправок станет установление бюджета судебной системы в процентах от общей суммы расходов. Кроме того, формирование, принципы и направления расходования бюджета, а также контроль за эффективным и целевым назначением будет осуществляться органами судейского самоуправления, передает exclusive.kz
На интернет-ресурсе «Открытые НПА» Верховный суд разместил два проекта: концепцию к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам судебной системы» и концепцию проекта Конституционного закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан». Оба документа предлагают изменить систему финансирования судебной системы.
Так, в одной из концепций отмечается, что судьи и суды Казахстана недостаточно материально обеспечены.
«Национальное законодательство ряда зарубежных стран гарантирует финансирование судов в необходимом объеме (Украина, Армения, Беларусь, Грузия, Россия). В Болгарии, Испании, Канаде, Польше и США органы судебного управления наделяются полномочиями не только в традиционной области отбора претендентов в судьи, но и в сфере составления бюджета и распределении бюджетных средств, финансирование судебной ветви власти является независимым от исполнительной ветви. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» размер бюджетных средств, выделенных на финансирование судов в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, может быть уменьшен лишь с согласия Всероссийского съезда судей или Совета судей», - приводят аргументы в Верховном суде РК.
Кроме того, разработчики концепции отмечают, что на протяжении долгих лет зарубежные партнёры, международные институты и экспертное сообщество подвергают критике власти Казахстана за отсутствие реальной независимости судов и судей от внутренних и внешних факторов, в том числе при взаимодействии с правительственными структурами по вопросам финансирования судебной системы.
Верховный суд ссылается на Послание Конституционного Совета РК от 23 июня 2008 года: «конституционное требование статьи 80 Основного закона о том, что финансирование судов должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия, реализуется на практике недостаточно полно, что нередко ставит судей в зависимое положение от органов местной исполнительной власти и способствует коррупционным проявлениям».
«Правовая основа формирования бюджета судов, процедуры их имущественного и материального обеспечения требуют ежегодного обращения в органы исполнительной власти. Это воспринимается как прямая и существенная зависимость судебной системы от правительственных структур», - пришли к выводу в Верховном суде.
Концепцией к новому проекту закона предлагается новая модель формирования бюджета судебной системы, которая закрепляет лимит финансирования судебной системы в процентном соотношении от общей суммы расходов по бюджетной программе всех государственных органов.
«Новая модель финансирования судебной системы требует внесения соответствующих изменений в Бюджетный кодекс, который регулирует бюджетные отношения, устанавливает механизмы функционирования бюджетной системы, образования и использования бюджетных средств, в том числе средств, выделяемых на функционирование судебной системы», - анонсируется в документе.
Вместе с тем, остается не ясным, за каким органом предлагается оставить контроль за расходованием средств судами – Счетным комитетом или так называемыми органами судейского самоуправления?
Так, в концепции к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам судебной системы» … «предлагается определить, что формирование, принципы и направления расходования бюджета, а также контроль за эффективным и целевым назначением будет осуществляться органами судейского самоуправления».
В свою очередь, в концепции проекта Конституционного закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан» указано следующее: «Контроль за расходованием бюджетных средств сохраняется за Счетным комитетом».
Вместе с тем, в проекте поправок в конституционные законы предлагается установить фиксированный процент судебной системы от общей суммы расходов по бюджетной программе 001 всех государственных органов, предусмотренных республиканским бюджетом на соответствующий плановый период.
«При этом порядок освоения средств будет осуществляться органами судейского самоуправления», - отметили разработчики поправок.
Интереснее выглядят предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией проекта Конституционного закона. Так в первой концепции отмечается, что дополнительного финансирования не потребуется.
«Общее финансирование по программе 001 всех государственных органов за 2021 год – 855 779 326 тыс. тенге, 6,5 % от них – 55 625 656,0 тыс. тенге. Общая сумма финансирования судебной системы из республиканского бюджета на 2020 год – 57 501 304,0 тыс. тенге, на 2021 год – 54 100 096,0 тыс. тенге. Размер финансирования, необходимый для установления фиксированного процента не превышает сумму, ежегодно выделяемую для судебной системы. Учитывая изложенное, реализация законопроекта не потребует выделения дополнительных средств из республиканского бюджета», - уверяют разработчики поправок.
Вместе с тем, во второй концепции отмечается, что для установления заработной платы постоянным членам Высшего Судебного Совета на уровне зарплаты судьи Верховного Суда потребуется выделение дополнительных финансовых средств в размере 177 149, 9 тыс. тг.
Напрашивается вывод, что разработка данных концепций поправок в закон потребовалась ради 177 млн тенге для поднятия зарплат членам ВС.
Махамбет Абжан
Мы в социальных сетях