фото из свободных источников

Верховный суд РК рассмотрит дело о хищении 1,5 млрд тенге из государственного оборонного заказа 2018 года. Такое постановление 23 августа 2023 вынесла судебная коллегия после рассмотрения ходатайства адвоката Ерджанова. В доводах защитника суд нашел основания для их проверки, а потому передал дело в кассационную инстанцию, сообщает Sotreport.kz

Впервые дело было рассмотрено в 2021 году военным судом Акмолинского гарнизона под председательством Ерлана Ибраимова (наша редакция была свидетелем всех судебных заседаний). Тогда Главная военная прокуратура заявляла, что при реализации ГОЗ 2018 года произошло хищение бюджетных средств, путем завышения стоимости товара и поставки не качественных средств индивидуальной бронезащиты и активной обороны: бронежилеты, защитные противоударные шлемы, комплекты защитных щитков, палки специальные (СИБиАО) в Национальную Гвардию РК.

По делу проходили: предприниматель Алексей Артамонов (его компания занималась разработкой и составлением нормативно-технической документации на СИБиАО), начальник отдела по организации инженерно-технического обеспечения Главного управления боевой службы НГ РК Жанат Айкулов, военный эксперт Гореслав Далеев, и некие неустановленные должностные лица Национальной Гвардии.

В ходе рассмотрения дела в двух инстанциях выяснилось, что:

- Искать должностных лиц, следователь департамента КНБ РК Астаны Р. Десюпов (возглавлял следствие), не собирался;

- Товар был поставлен в полном объеме и претензий к качеству нет (это заявили допрошенные в суде сотрудники МВД РК и военнослужащие Национальной гвардии РК);

- К предпринимателям, которые получили деньги за СИБиАО, не было претензий уже у следствия. Зато полковник Айкулов и эксперт Далеев получили уже по решению суда реальные и длительные сроки тюремного заключения. К слову, оба свою вину полностью отрицали.

Отдельный вопрос остался и по сумме ущерба. Так, производители получили от государства за СИБиАО 1,5 млрд тенге. Весь товар они поставили в полном объеме, но по завышенной на 448 млн тенге цене (так сказали сами поставщики). Эти деньги представители бизнеса, которые, кстати, по делу проходили свидетелями, вернули государству. Поставленное ими снаряжение используется по назначению (на момент оглашения приговора, срок использования составил три года), претензий к качеству нет (об этом заявляли представители НацГвардии). Однако, суд решил «оставшиеся», а это чуть более 1,1 млрд тенге, «повесить» на эксперта и полковника.

В целом, после всех судебных заседаний, изучения доказательств и свидетельских показаний можно было сделать вывод: ущерб по завышенным ценам был возмещен Национальной Гвардии предпринимателями. Претензий к качеству СИБиАО ни у кого, кроме следователя Десюпова – нет.

Вопросы качества товара

Главная военная прокуратура вторила следователю - товар не отвечает требованиям по качеству. Разубедить их не помогли ни письма из МВД РК и НГ РК, ни свидетельства бойцов, которым поставленные СИБиАО служили, что называется, верой и правдой.

Аргументируя свою настойчивость, Главная военная прокуратура в суде ссылалась на некие испытания, проведенные российской организацией ФКУ НПО «Специальная техника и связь» МВД России, так как, по мнению обвинения, именно эти испытания показали не качественность товара. При этом, в протоколах испытаний выводов о том, что товар не соответствует по качеству – не было.

Сами испытания, по мнению защиты Айкулова и Далеева, были проведены по меньшей мере странно. К примеру, провели испытание: в течении двух часов держали бронежилет в воде так, чтобы он полностью промок, а потом стали в него стрелять, проверяя будет ли он защищать, хотя ни в государственном заказе, ни в технической спецификации договора гособоронзаказа таких требований не было. Результат – бронежилет был пробит.

Вот только стандарта по сохранению противопульным свойствам после 100% намокания нет ни в одной стране мира, кроме России. Большинство стран считает, что при дожде бойцы надевают дождевики или плащ-палатки, так что бронежилет на 100% не промокает. А ходить в бронежилете 2 часа по дну водоема, да еще погружаясь для этого в воду по горло, это как-то противоестественно и в военном деле особо не нужно.

Было еще несколько, не менее странных испытаний. Например - противоударный защитный шлем сначала остудили до -30 градусов, потом били шаром с пяти сторон, с максимально установленным ударом в 65 Дж., а потом били с трех сторон ломом. При этом шлем не меняли после каждого удара, как того требуют международные и казахстанские стандарты, а били по одному и тому же. В итоге шлем, выдержав три удара из пяти (в лоб, сверху и с правого бока), с остальных двух сторон треснул и был окончательно «добит» ударами ломом. Правда к его чести не допустил ни одного касания шара и лома с макетом головы и таким образом «спас макету жизнь». 

Это исследование в суде прокомментировали ветераны спецназа и сам Главнокомандующий НГ РК. Они отмечали, чтолом при массовых беспорядках противоправной стороной не используется, так как в тесноте толпы неудобен, нанесет больше потерь самой противоправной стороне, чем военнослужащим. Использовать его для испытаний нет смысла. Зато стандартами, установленными в технических спецификациях договоров, по которым должны проводиться испытания СИБиАО, применяются действительно используемые, а не надуманные средства поражения. К тому же, основное требование к такому изделию — это не допустить к голове военнослужащего холодное или подручное оружие, и оно, с учетом «сверхагрессивного способа испытаний», было выполнено даже не на 100, а на 300 процентов.   

Не менее интересные испытания провел следователь в начале уголовного дела. Перед назначенными им испытаниями в ТОО «Казэкспоаудит» шлем разукомплектовали, сняли с него забрало и шейную защиту (бармицу), хотя так использовать шлем категорически запрещено, так как прочностные и защитные функции сильно ослабляются, остудили до -30 градусов и ударили по нему ударом, опять же максимально мощным – 65 Дж.  Результаты впечатлили. Шлем, находясь в технически ослабленном состоянии треснул, но сила воздействия на макет головы не превысила установленную стандартами в 5 килоньютонов, то есть контузия, приводящая к тяжелым последствиям в следствии удара, отсутствовала.

Уже в суде сотрудники ТОО «Казэкспоаудит» показали – испытания, которые они провели, проводились в научных целях. Подобные испытания не могут подтверждать или не подтверждать качество продукции, они вообще какой-либо юридической силы не имеют. А если судить по конкретным результатам, - шлем соответствует требованию ГОСТ. А вот сотрудников российского НПО суд почему-то не стал вызывать на заседание для дачи показаний и экспертной оценки.

Импортерское лобби?

В этом году историю о СИБиАО, произошедшую в 2018 году в Казахстане, видимо на волне споров о качестве аналогичного снаряжения и военной амуниции, используемую сторонами в ходе российско-украинского конфликта, стали поднимать и активно обсуждать в соцсетях и даже в рунете.

Так, на сайте ИА Стилус вышла статья под названием «Раздрай в ВПК Казахстана», где автор искренне удивлялся тому, что Казахстан предпочитает кормить чужой военно-промышленной комплекс, вместо того, чтобы развивать свой. Хотя попытки в направлении – делать своё, все же были.

Так, автор пишет, что в 2017 году, тогда Главком Национальной гвардии, а ныне министр обороны Жаксылыков принял решение, - создать спецгруппу, по контролю за качеством и стоимостью военной продукции, поставляемой для нужд НГ РК и спецназа МВД республики. Чтобы в стране появлялось собственное производство, ну, а если что-то все же и закупалось, то было качественным. В группу были включены три военных специалиста: от войск – полковник Айкулов (герой Арыси), от спецназа – полковник Коваленко, а в качестве эксперта – специалист Союза ветеранов подразделений специального назначения Далеев (неофициально их называли «группа Коваленко»)

За три года (с 2017 по 2019), эти люди добились весьма ощутимых результатов:

- В Казахстане, на базе нескольких казахстанских предприятий, начали серийно выпускать бронежилеты 1 и 2 класса защиты, штурмовые и тактические бронежилеты 5 класса защиты, противоударный щит, противоударный шлем, комплект защитных щитков, палки специальные. Характеристики изделий, по оценкам специалистов, были выше зарубежных аналогов, что позволяло размещать заказы у казахстанских изготовителей, а не закупать их по импорту и завышенным ценам. Сама необходимость в иностранных товарах отпадала.

- Группой была проведена экспертиза, которая показала, что компания «Казспецэкспорт» поставила для войск и спецназа некачественные патроны, позже суд обязал поставщика партию заменить. Так же суд обратил внимание следственных органов на то, что патроны закупались в России по цене 11 рублей за штуку, а продавались в НГ РК вдвое дороже через две посреднические компании.

- Выявлен факт, что компания «Казспецэкспорт» поставляла в Казахстан белорусские шлема под видом произведенных в Германии, чтобы таким образом завысить стоимость в три раза.

В итоге, в 2020 году следователь КНБ РК Десюпов начинает расследование в отношении этой группы. Пока следствие шло от сердечного приступа умер полковник Коваленко. Полковник Айкулов по решению суда получил 5 лет лишения свободы, а эксперт Далеев – 8 лет. У обоих изымается имущество и денежные средства в счет погашения некоего несуществующего вреда. Поставленное в 2018 году СИБиАО стоит на вооружении Национальной гвардии уже 5 лет, отлично зарекомендовало себя в январских событиях 2022 года, по сей день нареканий по качеству не вызывает. Приговор апелляционной инстанции был озвучен в октябре 2021 года и только сейчас Верховный суд будет пересматривать решение своих коллег.