Второй день судебных заседаний по делу экс-министра национальной экономики был посвящен допросу брата убитой Салтанат Нукеновой и четырех свидетелей. Выяснилось, что гражданские супруги обоюдно применяли насилие друг к другу, брат долго уговаривал Нукенову прекратить отношения с Бишимбаевым, а сам бывший высокопоставленный чиновник был готов наложить на себя руки после смерти женщины, сообщает sotreport.kz
Дело рассматривается в Специализированном межрайонном суде Астаны под председательством судьи Айжан Кульбаевой. Прокурорами выступают Айжан Аймаганова и Саяхат Нурбеков.
Судебное заседание началось с допроса Айтбека Амангельды, который заявил, что его сестра стала жертвой Стокгольмского синдрома и своей больной любви к Куандыку Бишимбаеву. По его словам, в течении 2023 года Салтанат Нукенова восемь раз уходила от Куандыка Бишимбаева, но по какой-то причине, всегда возвращалась.
В своих показаниях потерпевший также сообщил, что бывший высокопоставленный чиновник регулярно посещал гадалок и экстрасенсов, а еще любил поговорить с Салтанат Нукеновой по ночам.
- Салтанат говорила, что Бишимбаев не дает ей спать, все время с ней разговаривает, а однажды повез к знакомому экстрасенсу, чтобы она помогла им разобраться, что же между ними происходит, - рассказал суду присяжных Айтбек Амангельды.
Примечательно, что сторона защиты, в этих действиях подозреваемого увидела попытку сохранить семью.
- Она сказала, что Куандык возил ее с утра к какой-то женщине, которая смотрела, что с ними происходит. Женщина, как я понял, что-то вроде экстрасенса. Куандык часто общается с ней. Она сказала, что у них частые ссоры и он ее ко всему ревнует. И со слов Салтанат, экстрасенс сказала, что на них навели порчу, - зачитал показания брата погибшей адвокат Ерлан Газымжанов и спросил «какие меры Бишимбаев принимал для сохранения брака».
- То, что вы процитировали, я не считаю мерами для улучшения отношений, - ответил ему Амангельды.
Айтбек Амангельды не был свидетелем смерти своей сестры, а потому дать показания по обстоятельствам ее гибели не смог. В суде он продемонстрировал переписку с сестрой в которой предупреждал, что отношения с Бишимбаевым закончатся ее смертью, а также фотографии избитой Салтанат, сделанные в марте 2023 тогда, то есть за 8 месяцев до убийства.
Он также отметил, что Бишимбаев изменял Салтанат Нукеновой, ревновал ее ко всем вокруг, но был возле нее 24 часа в сутки. И именно поэтому его сестра чувствовала себя рядом с ним как в тюрьме.
Адвокаты экс-министра в ответ намекнули, что погибшая тоже была ревнивицей и предпочитала доминировать в отношениях с мужчинами, что и приводило к конфликтам. Более того, они высказали, предположение, что Салтанат Нукенова и сама могла бить Бишимбаева. Последнее, кстати, подтвердил и один из свидетелей. По его словам, однажды, зайдя в ВИП-кабинку ресторана ВАО он видел побитыми обоих супругов, которые просили принести им льда.
Брат погибшей, в свою очередь, не признавал таких проявлений своей сестры, и настаивал на том, что она всегда была спокойным человеком.
- Перед Новым Годом вы встречали с Куандыком Бишимбаевым, говорили про агрессивный характер вашей сестры? Спрашивали у него, не била ли она его? Не рассказывали, что она била вас в студенчестве? – спросила потерпевшего одна из адвокатов экс-министра.
- Нет, - ответил Айтбек Амангельды.
В целом, сторона защиты задавала вопросы о том, почему Айтбек Амангельды отслеживал геолокацию всей семьи, просила ли его об этом Салтанат Нукенова, почему он не забрал сестру против воли после полученных ею побоев еще в марте 2023 года и отчего не пытался помочь сестре сохранить отношения с Бишимбаевым.
- Почему вы не пытались помочь сестре наладить отношения в семье, все-таки молодая семья, всего год жили вместе… А вы постоянно настаивали, чтобы она от него ушла? – спросила потерпевшего адвокат Кусаинова.
- А я не видел причин помогать сохранять отношения с человеком, который позволяет себе рукоприкладство. Тем более, для меня не приемлемо насилие над слабым, когда человек очевидно намного сильнее, - высказался Амангельды.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Ревновал и избивал: в суде рассказали подробности убийства Салтанат Нукеновой
После брата погибшей в зал судебных заседаний были приглашены сотрудники Гастро-бара и помощник Бишимбаева по хозяйству. Первый удалял видеозаписи по просьбе Бахытжана Байжанова (второй подсудимый), вторая передавала доступ к серверу с видеозаписями, а третий свидетель – бар-менеджер видел, как экс-министр хотел покончить с собой.
- В 18:00 мне позвонил директор Бахытжан Байжанов и попросил быстро подняться на второй этаж в ресторан ВАО. Когда я поднялся на лифте, то увидел, что по этажу ходил Бишимбаев с большим кухонным ножом в руках, и, как я понял, хотел убить себя. А Бахытжан был рядом с ним и держал, чтобы он не смог убить себя. Я подбежал, и мы вместе забрали нож у Бишимбаева. Но Бишимбаев попытался зайти на кухню и взять другой нож, но мы его останавливали, через 10-15 минут приехали сотрудники полиции. Когда они приехали, я узнал, что их вызвал сам Бахытжан, а в ВИП -кабинке №1 (ресторана ВАО – от авт.) лежит труп жены Бишимбаева, - зачитала протокол допроса бармена прокурор Айжан Аймаганова.
Своими словами свидетель сообщил, что стоя с большим кухонным ножом, Бишимбаев как бы задавался вопросом о том, что случилось с его женой.
- Когда мы его держали, Бишимбаев как бы вопрошал: «Я что убил ее?», «Я убил ее?», «Я же ее любил». Из-за этого он скорее всего хотел убить себя тоже. Я не думаю, что он сделал это с особой жестокостью, - рассказал присяжным бармен.
Интересная, и пока еще не до конца раскрытая история, связана с сотрудниками Службы государственной охраны. Оказалось, что они находились в момент трагедии (8-9 ноября 2023 года) в Гастро-центре в связи с усилением по случаю встречи президента Касым-Жомарта Токаева с другим высокопоставленным лицом. Более того, свидетели утверждают, что в 11 утра 9 ноября, когда Салтанат предположительно (точное время смерти не известно), уже была сильно избита, сотрудники СГО заходили в ресторан ВАО, но ничего не заметили.
Впрочем, сторона обвинения и адвокаты потерпевших считают, что Куандык Бишимбаев «разыграл спектакль с попыткой самоубийства», чтобы отвести от себя подозрения. Ведь ничего не помешало экс-министру и Бахытжану Байжанову удалить все записи с видеокамер Гастро-центра и отправить телефон Салтанат домой с доверенным лицом, чтобы поменять ее геопозицию. А это, по мнению потерпевших и обвинения, прямое доказательства попытки уйти от ответственности.
Напомним, действия Куандыка Бишимбаева следствие квалифицировало как «Убийство, совершенное с особой жестокостью». По этой статье подсудимому грозит от 15 лет лишения свободы до пожизненного заключения. Кроме того, ему вменяют статью «Истязание» и «Опасный рецидив преступлений». При этом последнее является отягчающим обстоятельством при вынесении приговора.
Сторона защиты с термином «убийство» не согласно. Они считают, что Бишимбаева нужно судить по статье 110 УК РК «Причинение смерти по неосторожности». А это до трех лет ограничения либо лишения свободы. По версии адвокатов, у экс-министра не было умысла убивать Нукенову. Он лишь «ударил ее ладошкой», чтобы успокоить устроившую скандал девушку. При этом, брат погибшей неоднократно заявлял, что у него имеются доказательства того, что Бишимбаев пинал свою гражданскую жену ногами и бил кулаками.
Стоит отметить, стороны в процессе ведут себя в рамках закона, но тем не менее, аккуратно демонстрируют СМИ и присяжным неприглядные факты личной жизни покойной и подсудимого.
Мы в социальных сетях